Большие потери американского спецназа в Афганистане объяснили космической погодой

Неожиданные высокие потери в сражении на хребте Такур-Гар в Афганистане 4 марта 2002 года, когда американский спецназ трижды попал в засаду, стали следствием малоизученного источника радиопомех. Речь идет о плазменных пузырях — турбулентных облаках ионизированного газа, образующихся в темное время суток в верхних слоях атмосферы. Это выяснили американские физики, рассказавшие о своем открытии в журнале Space Weather. Кратко о нем сообщается в пресс-релизе Американского геофизического союза.

Гигантские (около 100 километров в диаметре) плазменные пузыри образуются в ионосфере. Днем плазма остается в стабильном состоянии (пока солнечное излучение «выбивает» электроны из атомов и молекул), а ночью заряженные частицы рекомбинируются, превращаясь обратно в электрически нейтральные атомы. Этот процесс проходит быстрее в нижних слоях атмосферы: плазма там теряет плотность и быстро «взлетает» ввысь, подобно пузырькам воздуха в стакане воды. Завихрения у поверхности этих поднимающихся плазменных пузырей деформируют и рассеивают радиоволны.

В горных районах Афганистана такие явления чаще всего случаются весной. Именно тогда в марте 2002 года вертолет MH-47E «Чинук» с группой рейнджеров вылетел на выручку группы спецназовцев, окруженных боевиками «Аль-Каиды» на вершине горы Такур-Гар. Через некоторое время выяснилось, что рейнджерам дали неверные координаты и вертолет направляется на участок, занятый афганцами. Радиосигналы с базы так и не дошли до экипажа вертолета, и вскоре его сбили из РПГ. В 2012 году американский физик Майкл Келли (Michael Kelly) предположил, что источником помех были именно плазменные пузыри.

Проверить эту гипотезу оказалось несложно — ученым повезло: спутник НАСА TIMED, запущенный в 2001 году для изучения верхних слоев атмосферы, 4 марта 2002 года пролетал как раз над местом боя. Обработав данные TIMED, физики продемонстрировали наличие плазменного пузыря непосредственно между вертолетом и спутником связи. Сам по себе пузырь вряд ли мог «вырубить» всю связь, но в сочетании с пересеченной местностью он создал радиопомехи, не давшие базе передать информацию экипажу. «Потеря всего нескольких децибел сигнала [из-за плазменного пузыря] сломала хребет верблюду», — предположил Келли.

Хотя американский спутник TIMED находился прямо над горой, военные не получили информации о возможных перебоях связи только потому, что соответствующая технология была разработана только в последние десять лет. На ее основе ученые и построили модель, позволяющую отслеживать и прогнозировать перемещение плазменных пузырей в реальном времени. Получив эту информацию, военные будут знать, где и когда ждать помех, и смогут перейти на альтернативные средства связи.

Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая