Итальянские ученые раскрыли тайну шестнадцати отверстий в черепе одного из мучеников, обезглавленных турками-османами после захвата апулийского города Отранто. О своем открытии палеопатологи сообщили на страницах журнала Journal of Ethnopharmacology, а коротко об исследовании рассказывает Live Science.
813 отрантских мучеников (мужчин от 15 до 50 лет — остальные жители города были убиты или угнаны в рабство) были арестованы турками после взятия городской крепости в 1480 году. Чтобы остаться в живых, завоеватели предложили им принять ислам — но итальянцы отказались и были обезглавлены палачами. В 1771 году их причислили к лику блаженных, а в 2013 году Папа Франциск канонизировал их как святых.
Мощи мучеников выставлены в кафедральном соборе Отранто, причем черепа поставлены рядами так, чтобы смотреть на посетителей лицевой костью. Однако в нижнем ряду у центрального окна один из черепов смотрит глазницами в потолок, и людям открыта его затылочная часть — с 16 отверстиями различной формы.
Хотя ученым не дали разрешение открыть витрину и взять останки для анализа, они смогли внимательно рассмотреть дырки. В половине случаев череп просверлили насквозь. Все отверстия отличаются характерной конической формой.
«Идеальная чашевидная форма перфораций привела нас к мысли, что использовался определенный тип трепана (с закругленным лезвием). Такое орудие на выходе могло дать только костяной порошок», — заявил Джино Форначари (Gino Fornaciari), профессор истории медицины и палеопатологии Пизанского университета.
Таким образом, отрантский череп оказался уникальным доказательством реального использования костного порошка в средневековой фармакопее. В XV-XVIII веках считалось, что фрагменты черепа святых (или людей, погибших насильственной смертью и не захороненных) очень хорошо помогают от эпилепсии и других неврологических заболеваний.
Так, в трактате французского химика Николя Лемери (1645-1715) отмечалось, что растворенный в воде порошок из черепа лечит паралич, последствия инсульта, эпилепсию и другие болезни мозга. «Череп индивида, погибшего внезапно, лучше, чем человека, умершего после продолжительной болезни или вырытого из могилы. В первом сохранились почти все духовные силы, тогда как болезнь и могила эти силы высосали», — пишет Лемери.
По мнению Форначари, трепанацию на черепе мученика произвели, скорее всего, во время размещения костей внутри витрин собора в 1711 году. Однако остается загадкой, почему выбрали именно тот череп: ничто не указывает на его принадлежность особо героическому или важному мученику.