Ученые впервые изменили гены в эмбрионе человека

Китайские ученые впервые модифицировали геном человеческих зародышей. О результатах очень спорных с этической точки зрения экспериментов, слухи о которых ходили с марта 2015 года, сообщается на страницах журнала Protein & Cell. Коротко об исследовании рассказало издание Nature News.

Возглавивший эксперимент Цзюньцзю Хуан (Junjiu Huang) из Университета Сунь Ятсена, пытаясь избежать сравнений с «Франкенштейном», взял для опытов нежизнеспособные эмбрионы, полученные из местных клиник планирования семьи.

Ученые использовали популярную систему редактирования генома CRISPR/Cas9 для удаления из ДНК мутантного гена HBB, вызывающего бета-талассемию — тяжелое генетическое заболевание крови. Именно предотвращение наследственных заболеваний до рождения ребенка и считается главной положительной целью генетического редактирования.

Ученые запустили ферментный комплекс CRISPR/Cas9 в 86 зигот. Спустя 48 часов редактирование должно было завершиться, а эмбрионы — вырасти до восьми клеток.

В результате выжил 71 зародыш, генетически протестированы были 54, но лишь у 28 редактор генома правильно сделал свою работу, а исправленную версию гена сохранили всего четыре. «Чтобы проводить такие операции с нормальными эмбрионами, успешность должна приближаться к 100 процентам. Вот почему мы остановились. Пока метод слишком неразвит», — отметил Хуан.

Кроме того, CRISPR/Cas9 часто бил мимо цели, редактируя геном в незапланированных участках. Количество таких мутаций оказалось выше, чем в работе с эмбрионами мышей или клетками взрослых людей. Подобные непредвиденные и потенциально опасные мутации и вызывают опасения ученых, предупреждающих о несовершенстве данного метода.

По словам Хуана, его статью отказались взять в Nature и Science (ведущие научные журналы мира) именно из-за этических проблем, связанных с редактированием генома эмбрионов человека. В редакциях издания отказались комментировать слова ученого.

По мнению академического сообщества, редактировать гены эмбрионов опасно, так как они передают измененную ДНК следующим поколениям и незаметные, на первый взгляд, последствия «правки» могут нанести урон в будущем. Кроме того, эффективная система редактирования генов может попасть в руки тех, кто использует ее в заведомо бесчеловечных целях.

Наконец, провальные результаты китайской группы «подчеркивают то, о чем мы писали [в марте]: такие исследования нужно приостановить и провести широкую дискуссию о том, куда идти дальше», заявил Эдвард Ланфьер (Edward Lanphier), президент компании Sangamo Biosciences, которая специализируется на редактировании ДНК в клетках взрослых людей.

Но Цзюньцзю Хуан не собирается останавливать свои эксперименты. Ученый планирует сделать работу CRISPR/Cas9 более прицельной, вводит ферменты в другом формате, позволяющей системе отключаться еще до накопления опасных мутаций. Кроме того, он хочет попробовать иные редакторы генома (например, TALEN), дающие меньше непредвиденных мутаций.

Родина ждет
Северокорейский солдат сбежал из страны, словил пять пуль и выжил
Моя семья
Легендарный маньяк и его культ кровавых убийц держали в страхе всю Америку
Сулейман КеримовЛазурно: российского миллиардера задержали в Ницце
Сулеймана Керимова подозревают в отмывании миллионов евро
Курганские могильщики
Уральские бандиты покорили Москву 90-х и заставили бояться местных авторитетов
Умар Джабраилов«Дальше буду жить красиво»
Сколько стоит пострелять у Кремля под кокаином, если вы Умар Джабраилов
Ничего себе поездочка
Почему москвичи все чаще становятся жертвами таксистов
Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог