Убытки 35 крупнейших авиакомпаний России за период с января по апрель составили 2,2 миллиарда рублей. Об этом газете «Коммерсантъ» рассказал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Убытки на внутренних линиях за этот же период по сравнению с 2014 годом выросли на 500 миллионов рублей и достигли 4,6 миллиарда рублей.
Операционная прибыль на международных линиях за четыре месяца составила 2,3 миллиарда рублей. Международные перевозки упали в эти четыре месяца на 14,8 процента, до 10,1 миллиона человек. Внутренний пассажиропоток вырос на 10,8 процента, до 13,2 миллиона человек, однако при этом для авиакомпаний он убыточен.
Рост убытков говорит о том, что компании продают билеты гораздо ниже себестоимости, лишая себя возможности заработать средства для покрытия старых долгов, считает Владимир Тасун. По его мнению, в сложившейся ситуации виновата излишняя либерализация рынка. В условиях большой конкуренции перевозчики вынуждены держать тарифы ниже «желательного уровня», при этом со стороны ряда авиакомпаний идет жесткий демпинг. Так, с января по май средний тариф по России упал с 5,9 тысячи рублей, до 5,5 тысячи рублей.
По сути, авиакомпании пытаются использовать спад для наращивания своей доли на рынке. При этом идеи сократить предложение и повысить стоимость билетов звучат регулярно, отмечает издание. В частности, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в конце 2014 года говорил о необходимости договориться и вывести часть емкостей с рынка, поскольку они негативно влияют на доходность авиаперевозок в целом.
По данным Транспортно-клиринговой палаты, в летнем расписании авиакомпании увеличат провозные емкости на 15 процентов. По словам главы АЭВТ, авиакомпании традиционно рассчитывают на летний период, позволяющий заработать средства для работы в низкий сезон. Однако в нынешних условиях многие перевозчики не уверены, что летом удастся получить достаточную выручку.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что расплата за демпинг и непокрытые убытки может наступить уже осенью. При текущем соотношении доходной и расходной ставки невозможно покрыть убытки предыдущих периодов и пополнить оборотные средства настолько, чтобы уверенно войти в низкий сезон, полагает он. При этом, по мнению эксперта, эффект от снижения с июля НДС на 8 процентных пунктов (до 10 процентов на внутренних направлениях) не спасет, поскольку издержки компаний, особенно на топливо, растут.
Авиакомпании зимой лоббировали и обнуление НДС, но не добились успеха. В апреле правление АЭВТ решило вновь обратиться в Белый дом с таким предложением.