Гены рассказали о становлении современных европейцев

Международный коллектив ученых определил основные генетические изменения, определившие облик современных жителей Европы — в частности, приток каких народов повлиял на цвет кожи и рост обитателей континента. Об этом сообщается в журнале Nature.

Исследователи работали с ДНК, извлеченной из останков 230 древних людей, живших 8500-3000 лет назад на территории Европы, Сибири и Малой Азии. 83 генома из данной выборки были секвенированы впервые. Последовательности ДНК древних европейцев сравнивали друг с другом и с современными индивидами.

Авторы статьи заявляют: им удалось окончательно доказать, что появление земледелия в Европе ознаменовалось не переходом местного населения к новым практикам, а активной миграцией ближневосточных земледельцев на Балканы, в Центральную Европу и далее по континенту.

Также выяснилось, что гены, отвечающие за высокий рост, впервые (в современной истории) появились в северной Европе примерно пять тысяч лет назад. Современные скандинавы и голландцы обязаны своим высоким ростом кочевникам бронзового века, прибывшим в регион из степей Евразии.

Южные европейцы же унаследовали сравнительно небольшой рост как от охотников-собирателей (живших в Иберии и Италии до прихода земледельцев с Ближнего Востока), так и от земледельческих племен медного века.

Далее, генетические изменения, позволяющие пить молоко во взрослом возрасте, появились в Европе примерно четыре тысячи лет назад, а утвердились в популяции при культуре колоколовидных кубков (около 2800—1900 до нашей эры). Гены светлой кожи нашли и у древнейших северян, и у земледельцев Анатолии. Напротив, гены синих глаз нашли во всех образцах, даже у первых охотников-собирателей Европы.

Наконец, ученые определили, какие генетические изменения принесло распространение земледелия (в Европе — начиная с шестого тысячелетия до нашей эры). Речь идет о генах, способствующих перевариванию жиров, а также защищающих от туберкулеза и проказы.

Примечательно, что земледелие повлекло за собой распространение генных вариантов, связанных с глютеиновой болезнью. Вероятно, они каким-то образом способствовали восполнению дефицита одной аминокислоты (эрготионина), возникающего при зерновой диете — но их побочным эффектом стала болезнь Крона и другие формы целиакии.

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Ангела Меркель и Дональд ТрампМайн либер фройнд
США и ФРГ остаются близкими партнерами, несмотря на неприязнь между их лидерами
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов