Объем ввода торговых площадей в Москве 2015 году составит порядка 440 тысяч квадратных метров, что на 40 процента меньше, чем в 2014 году, когда наблюдался рекорд по увеличению предложения торговых центров. Такие данные озвучил на посещенной «Домом» пресс-конференции журналистам управляющий директор отдела торговых помещений компании CBRE Михаил Рогожин.
По данным Рогожина, объем поглощения по итогам года может составить 250–275 тысяч квадратных метров, уменьшившись на 42–47 процентов относительно 2014 года. Низкий показатель поглощения эксперт объясняет ограниченным развитием ритейлеров на фоне снижения товарооборотов и маржинальности бизнеса как результат падения покупательной способности населения и девальвации.
Эксперт ожидает, что сроки заполнения новых торговых в текущих условиях вырастут с 12–18 месяцев до 2–3 лет. Большинство введенных в 2015 году торговых центров открывались с высокой долей свободных площадей (50–80 процентов), уточнил Рогожин.
В 2016 –2017 годах темпы выхода новых ритейлеров, вероятнее всего, замедлятся, на данный момент 25 международных сетей заявили о своем входе на российский рынок, добавил эксперт. На московский рынок в 2015 году вышли 39 международных брендов, отметил эксперт.
Рогожин также сообщил, что уровень вакансии на конец 2015 года составит 10,5 процента, достигнув пика под влиянием дисбаланса между спросом и предложением. В 2016 году данный показатель, по данным Рогожина, почти не изменится.
По словам Рогожина, в 2015 году прайм-ставка аренды составила 1,65 тысячи долларов за квадратный метр, снизившись на 20 процентов относительно уровня конца 2014 года.