Журнал Forbes проанализировал, каких активов лишились близкие к Кремлю предприниматели Геннадий Тимченко и братья Аркадий и Борис Ротенберги на фоне санкций США и ЕС. Материал об этом издание опубликовало в четверг, 14 января.
Forbes напомнил, что накануне внесения Тимченко в санкционные списки в марте 2014 года он продал около 44 процентов нефтетрейдера Gunvor совладельцу компании Торбьерну Торнквисту. Затем Gunvor приобрел у бизнесмена лесозаготовительную шведскую компанию Rorvik Timber и доли в бизнес-терминалах аэропортов Шереметьево и Пулково. В собственность нефтетрейдера также перешла финская Airfix Aviation Oy, оперирующая бизнес-джетами. Расстался Тимченко и с некоторыми российскими активами: 30-процентной долей в компании «Русская аквакультура» и 17 процентами «Сибур холдинга». Правда, как отмечает Forbes, в первом случае актив перешел его зятю Глебу Франку.
Весной 2015-го сообщалось, что Тимченко продал 12,5 процентов группы СОГАЗ, летом — блокпакет в СК «Мост» и 25 процентов акций компании АРКС (занимается инфраструктурными проектами).
Аркадий и Борис Ротенберги вышли из ситуации иначе: продали активы своим сыновьям Игорю и Роману. Причем представители братьев утверждали, что все сделки проводились «по рыночной цене». Игорь Ротенберг (сын Аркадия) стал владельцем «ТПС Недвижимость», «ТЭК Мосэнерго» и «Газпром бурение», а также доли в «Мостотресте» (в мае 2015 года была продана «ТФК-Финанс»). Роман Ротенберг (сын Бориса) приобрел финскую компанию, владеющую гостиницей Langvik и девелопером Tanskarlan Centrum, 50-процентную долю в Arena Events (владеет 49 процентами хоккейного клуба Jokerit и 50 процентами его домашнего стадиона Hartwall Arena).
Санкции против российских политиков и бизнесменов вводились поэтапно США и Евросоюзом с марта 2014 года. Официальной причиной стали разногласия в подходах к урегулированию кризиса на Украине, а также вхождение Крыма в состав РФ. Попавшим в санкционные списки российским гражданам запретили въезд в США, их активы в Соединенных Штатах и ЕС были заблокированы. Ограничительные меры применены к десяткам высокопоставленных политиков и бизнесменов, включая главу Совета Федерации Валентину Матвиенко, вице-премьера Дмитрия Рогозина, помощника президента России Владислава Суркова, депутатов Госдумы.