Зарождение жизни связали с темпом расширения Вселенной

Производство гамма-всплесков нейтронной звездой (в представлении художника)

Физики из Израиля, США, Испании и Норвегии изучили влияние темпов расширения Вселенной и величины космологической постоянной на появление жизни. Исследование опубликовано в журнале Physical Review Letters, кратко о нем сообщает Science News.

Ученые заинтересовались действием, которое могут оказать на обитаемые планеты типа Земли гамма-всплески — наиболее масштабные выбросы электромагнитной энергии, происходящие во Вселенной во время взрыва сверхновой звезды.

Ученые при помощи моделирования (в рамках задачи N тел) оценили влияние темпов расширения Вселенной (а следовательно, величины космологической постоянной и связанной с ней темной энергией) на появление потенциально обитаемых планет.

Физики показали справедливость антропного принципа, согласно которому жизнь во Вселенной возможна потому, что этому благоприятствуют значения описывающих природу параметров, в частности, космологической постоянной.

Существующая скорость расширения Вселенной (и отвечающая ей космологическая постоянная) приводит к минимальному воздействию на Землю гамма-всплесков и обеспечивают достаточное производство водорода для формирования звезд и планет вокруг них.

В частности, более быстрый темп расширения Вселенной привел бы к невозможности рождения из газопылевых облаков звезд и планет, а равенство нулю космологической постоянной сделало бы невозможным наблюдаемое ускоренное расширение мира.

Космологическая постоянная (лямбда-член), фигурирует в уравнениях общей теории относительности и описывает нулевую энергию физического вакуума (темную энергию). Эта константа в большинстве моделей остается неизменной в пространстве-времени.

Между тем, ее теоретически вычисленное значение оказывается в 10 в 120-й степени раз больше верхнего ограничения на ее величину, следующего из астрономических наблюдений. Ученые пока не знают объяснения проблемы космологической постоянной.

Oleg Tinkov, Chairman of Tinkoff Credit Systems, reacts during an interview with Reuters' journalists in Moscow September 25, 2012. REUTERS/William Webster (RUSSIA - Tags: BUSINESS PROFILE)«Блогеры за бабки мать родную продадут»