Исследователи раскрыли тайну «ведьминых кругов»

Ученые утверждают, что «ведьмины круги» в Намибии, которые остаются одной из важнейших загадок биологии, возникают благодаря самоорганизации травы. Эту гипотезу доказали, опираясь на аналогичный феномен, открытый на территории Западной Австралии. Об открытии сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Намибийские «ведьмины круги» представляют собой расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга круги голой земли в окружении трав. Встречаются эти образования в засушливых районах страны, и ученые продолжают спорить об их природе.

Штефан Гетцин (Stephan Getzin) и его коллеги нашли аналогичные пространственные структуры в одном из районов Австралии — всем кругам присуще размещение в шестиугольниках в масштабе менее 50 метров, а также равномерное распределение в пространстве более крупных масштабов. Вопреки основной теории происхождения «ведьминых кругов», связывающей их с деятельностью термитов, исследователи выяснили, что в Австралии они возникают путем самоорганизации.

Полевые исследования, дистанционная съемка, математическое и пространственное моделирование указали на положительную обратную связь между биомассой и осадками. По мнению ученых, теория закономерных форм (паттернов) в природе точно описывает движение воды в засушливых экосистемах. Осадки, попадая на прогалины, текут к окружающей траве и стимулируют ее рост, что в итоге приводит к воспроизводству структур. Этот процесс не зависит от видового состава травы и типа почвы.

В Намибии (а также некоторых районах Анголы и ЮАР) ведьмины круги встречаются на территориях с минимальным разнообразием видов — так, в Намибии их замечают среди растений рода Stipagrostis. До последнего времени самой влиятельной гипотезой, объясняющей происхождения «ведьминых кругов», считалась термитная. Ее сторонники утверждают, что термиты Psammotermes allocerus пытаются таким образом создать благоприятные для себя условия среды.

Путешествие в Аль-Бирмингем