Музыкальный слух (умение отличать гармоничные звуки от неблагозвучных) не является свойством слуховой системы человека, а зависит от общества и культуры, в которой этот человек воспитан. Об этом рассказывается в журнале Nature.
В странах Запада определенные комбинации звуков считаются благозвучными (консонанс), а другие — некрасивыми и неприятными (диссонанс). Эстетический контраст между ними нередко считается биологически предопределенным — следовательно, его воспринимают все люди.
Американские и чилийские антропологи решили сравнить восприятие музыки у представителей развитых обществ и у охотников-собирателей Амазонии (народность цимане). В качестве дополнительных групп они привлекали добровольцев, в разной степени контактировавших с западной музыкой — 25 американских музыкантов, 25 обычных жителей США и 50 боливийских горожан. Все участники опытов слушали серию звуков через наушники и оценивали их «приятность» по четырехбальной шкале.
Оказалось, что для цимане консонантные и диссонантные звуки одинаково приятны, тогда как все остальные информанты в той или иной степени отличали первые от последних по благозвучности. Таким образом, любовь к консонантным созвучиям связана с западной полифонической музыкой, а не с врожденными особенностями слуха.
В 2012 году ученые установили, что джазовые музыканты более чувствительны к отклонениям в звучании мелодий, чем их коллеги, занимающиеся классической и рок-музыкой. В исследовании принимали участие семь академических музыкантов, 10 джазовых, 14 рок-музыкантов и 11 добровольцев, не играющих на музыкальных инструментах.