Ученые нашли причину появления гидроцефалов

Американские исследователи выяснили причину гидроцефалии, при которой голова новорожденных увеличивается из-за лишней жидкости в мозге. Ею оказался ген nexin 27, кодирующий белок SNX27, низкая концентрация которого в мозге человека также наблюдается при синдроме Дауна. Свои выводы ученые представили в статье, опубликованной в журнале Neuroscience. Кратко о работе сообщает EurekAlert!.

SNX27 отвечает за транспорт различных белков в цитоплазме или через мембрану клеток. Показано, что, если подавить nexin 27 у мышей, то у животных возникнут проблемы с памятью и обучением, подобные тем, что имеются у больных синдромом Дауна. Однако ученые решили выяснить, как отсутствие SNX27 влияет на мозг животных.

Установлено, что у грызунов развивается тяжелая гидроцефалия, при которой желудочки (полости в головном мозге) сильно заполняются жидкостью. Обследование выявило, что у животных отсутствовали эпендимальные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность желудочков и обеспечивающие своими ворсинками циркуляцию жидкости. Исследователи выяснили, что они не образуются, поскольку без SNX27 ствол мозга вырабатывает слишком много белка Notch, препятствующего созреванию эпендимальных клеток.

По словам специалистов, правильный ток жидкости в мозге не только препятствует ее накоплению, но и способствует избавлению от таких токсичных молекул, как бета-амилоиды, которые связаны с развитием болезни Альцгеймера.

Брайан Уонсинк