Эксперт оценил перспективы освоения побережья Восточной Арктики

Россия, пожалуй, одна из немногих стран на земле, у которой остались огромные незаселенные территории — Восточная Сибирь и побережье Восточной Арктики. Их освоение сопряжено с невероятными трудностями, но открытия, которые там могут быть сделаны, того стоят. Все прекрасно понимают, что эти земли являются огромным ресурсом, способным вывести Россию на новый технический и промышленный уровень, считает генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

После десяти лет изучения проблем нефтегазоносности восточной части российской Арктики, у эксперта сложилось мнение, отличающееся от точек зрения многих других специалистов на прогнозирование нефтегазоносности Восточного Таймыра, Хатангского залива и прилегающих областей. Эксперт считает, что подобные месторождения чем-то похожи на так называемую сланцевую нефть, у месторождений которой высокая поверхность раздела между минеральным скелетом и углеводородным сырьем. Поэтому методы освоения месторождений Восточного Таймыра должны быть близки к тем, что применяются на сланцевых месторождениях. Это должны быть горизонтальные скважины с большими зонами гидроразрыва пластов (ГРП).

«Лукойл» начал бурение на одной из таких структур, наиболее распространенное название которой — Журавлиная. При планировании работ даже было определено место, где удобно разместить порт для бункеровки судов и обслуживания Северного морского пути. Однако Рустам Танкаев еще раньше высказывал очень большие сомнения в целесообразности разбуривания Журавлиной площади. Наличие траппового магматизма там делает очень сложной разработку месторождений, даже если они будут открыты, что и подтверждается. Но бурить большие горизонтальные участки и проводить множественные ГРП, видимо, посчитали нецелесообразным. На Журавлиной, скорее всего, не попали в нужную точку и не вскрыли нефтеносные отложения, хотя они там точно есть, считает эксперт. Это подтверждает крупное открытие сделанное «Роснефтью» на соседней Центрально-Ольгинской площади.

Что касается освоения Таймыра, то оно, по мнению Рустама Танкаева, очень перспективно, но на этом пути может быть сделано много ошибок и понесено финансовых потерь. А эти потери могут стать трагедиями для каждого конкретного инвестора, в том числе и для «Лукойла». Однако для страны и развития экономики России они обернутся большим благом. Эта защищенная бухта находится на трассе Севморпути. Сам процесс освоения этого региона для нашей страны необходим и это национальная идея, которая движет Россией начиная с XVI века, напоминает Рустам Танкаев.

Что касается инфраструктуры на Таймыре, которую необходимо построить в первую очередь, то Рустам Танкаев обращает внимание на Западный Таймыр, который является частью Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Эта часть полуострова осваивается очень быстро. В районе Ванкорского и других месторождений уже построены новые населенные пункты и постепенно вводятся в эксплуатацию месторождения этой группы, а также открываются новые. Построены магистральные нефтепроводы, которые позволяют поставлять нефть этого региона через Самотлор по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Расстояния большие, транспортные затраты велики. Но есть и короткий путь — это Северный морской путь.

В России самый мощный ледокольный флот в мире, постоянно в строю находятся 6-7 атомных ледоколов. При этом есть нехватка инфраструктурных кораблей ледового класса — буксиров и танкеров. Их количество постоянно растет, но все равно их пока недостаточно. Вот почему «Роснефть» развивает два научно-производственных комплекса — «Звезду» в районе Владивостока и «Росляково» под Мурманском, которые должны в итоге создать новые технологические решения для эксплуатации Северного морского пути и разработки месторождений не только углеводородного сырья.

Заложенные первые суда на «Звезде» как раз рассчитаны на работу в районе Тикси, Диксона и других точек на СМП. Всего запланированы 22 пункта. Какие-то из них всем хорошо известны, как города Мурманск и Архангельск, какие-то менее, другие же будут только построены. Уже сейчас товарооборот на Севморпути превысил все показатели советского времени, и в настоящий момент достиг рекордного уровня. В 2018 году он будет превзойден, так как товарооборот превысит 8 миллионов тонн. Предполагается, что через 10 лет он должен дойти до отметки в 40 миллионов тонн, но и это немного для данной транспортной артерии.

Рустам Танкаев считает, что выход «Лукойла» в этот регион для компании был ошибкой. Освоение таких отдаленных и абсолютно необустроенных территорий — это в первую очередь задача государства. За решение этой проблемы обосновано бралась «Роснефть», поскольку, будучи государственной компанией, способна обеспечить освоение сложных, в том числе и шельфовых месторождений Восточной Арктики.