На молодежном Восточном экономическом форуме состоялась сессия «Нас опутали! Честный разговор о социальных сетях». Ее участники обсудили важное значение социальных сетей в информировании общества и возможные опасности, которые несут в себе цифровые площадки, а также необходимость их регулирования.
Руководитель проектов АНО «Диалог» Тимофей Ви заявил, что в «эпоху постправды», не так важно, что произошло на самом деле, но важно, что об этом написали в социальных сетях и мессенджерах.
«Люди могут выбрать абсолютно любой источник информации ровно под свой источник интересов, окружая себя только той точкой зрения, которая им близка. К ним во внимание перестают попадать альтернативные мнения. И здесь появляется еще одна проблема: алгоритмы онлайн-площадок. … Они показывают то, что вам нравится, те посты, на которых ваш взгляд задерживается дольше обычного. И очень скоро люди оказываются каждый в своем в индивидуальном информационном пузыре, за рамками которого они не видят ничего», — отметил он. По мнению эксперта, современные механизмы стали благодатной почвой для распространения недостоверной информации в Сети. Это стало особенно заметно в период пандемии коронавируса, когда появились фейки, которые начали угрожать жизни и здоровью людей.
«Онлайн-площадки, безусловно, несут ответственность за тот контент, который находится на их платформах. Мы продолжаем встречать явление такого правового нигилизма, что «это не мы, это пользователи, которые создали этот контент, мы просто площадка». Мы можем сказать, что YouTube недостаточно хорошо работает в направлении предотвращения распространения недостоверной информации. Конечно, не так, как Twitter, потому что [этот] ИТ-гигант не удалял вообще ничего», — заключил Ви, подчеркнув, что речь идет не о цензуре, а о безопасности пользователей. Он также призвал блогеров к ответственности при распространении тех или иных сообщений.
Молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев согласился, что вопросы ответственности пользователей и самих интернет-площадок, а также регулирования их алгоритмов стоят очень остро. Он также отметил, что юная аудитория соцсетей наиболее подвержена влиянию деструктивного контента.
«70 процентов молодежи сталкиваются с пропагандой экстремистской-террористической идеологии в сети, около 60 процентов получают информацию о способах самоубийства, более 50 процентов смотрят контент с жестокостью и порнографией, 70 процентов сталкиваются с пропагандой суицида и селфхарма. Эти деструктивные явления несут в себе угрозу информационно-мировоззренческой безопасности для формирующейся личности, у которой критическое мышление до конца не сформировано», — заявил он, отметив необходимость повышения цифровой грамотности среди молодежи.
Эту позицию поддержала заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество) Юлия Михалева. «Есть такое выражение «Лучший враг — явный враг». Когда мы понимаем, в чем заключается опасность, мы понимаем, какой шаг нам нужно сделать, чтобы ее минимизировать», — заключила она. По данным Михалевой, возраст людей, которые подвергаются самому высокому риску мошенничества составляет 18-22 года. При этом доля социальной инженерии, которую используют мошенники в социальных сетях, возросла до 80 процентов.
Социальные сети произвели революцию в системе коммуникаций, отметили эксперты. Для многих людей они стали неотъемлемой частью жизни. По данным опроса ВЦИОМ, сегодня главные источники информации у россиян: телевидение, интернет (новостные, аналитические и официальные сайты) и социальные сети, блоги. Причем у молодежи (18–24 года) на первом месте именно те факты и мнения, которые они добыли у блогеров.
По мнению экспертов, блогеры, которые обладают миллионными аудиториями, абсолютно сравнимыми с классическими СМИ, сильно влияют на информационную картину пользователей. Блогеры являются частью, стенкой того самого информационного пузыря, который вокруг себя строят люди. Важно, чтобы люди поняли, что не все, что они видят в интернете — правда, что информацию минимально необходимо проверять и не доверять всему, что пишут.
Механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен. ИТ-гиганты не раз заявляли, что уделяют большое внимание процессу модерации и постоянно совершенствуют имеющиеся алгоритмы. Однако онлайн-платформы удаляют контент, который не содержит в себе запрещенной информации, а по-настоящему деструктивные материалы оставляют без внимания. Так, технологические корпорации действуют исключительно из своих интересов и собственной выгоды, не заботясь о безопасности самих пользователей.
В России с 1 февраля 2021 года действует закон о саморегулировании, обязывающий соцсети блокировать и удалять информацию, содержащую детскую порнографию, способы изготовления наркотиков, призывы к массовым беспорядкам и экстремизму, а также оскорбляющую человеческое достоинство и унижающую государство. Однако ИТ-гиганты, такие как Facebook и Google, не стремятся выполнять требования российских властей. Необходимо сделать так, чтобы закон выполняли абсолютно все участники цифрового рынка.
Задачей государства становится разработка универсальных прозрачных правил контроля размещаемого контента со стороны Интернет-ресурсов. Также оно разрабатывает единые для всех правила и стандарты самопроверки размещаемых материалов, такие как механизм обоснованных жалоб и выявление нарушений со стороны самих пользователей и администраторов, с прозрачной процедурой отчетности по устранению нарушений, сделали вывод участники дискуссии.