Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко заявил, что все современные онлайн-сервисы «пропитаны» такими технологиями, как сбор и обработка пользовательских данных, работа с большими данными, искусственный интеллект, алгоритмы оптимизации и рекомендации.
«Рекомендательные алгоритмы, о которых идет речь в регуляторных инициативах, обсуждаемых сегодня — это тренд в работе массовых коммерческих цифровых сервисов (от социальных сетей до онлайн-кинотеатров, от систем геонавигации до голосовых помощников)», — отметил эксперт.
По его словам, рекомендательные сервисы разрабатываются такими коммерческими онлайн-платформами для повышения эффективности работы для конечного пользователя. Если онлайн-платформа не обладает рекомендательным сервисом, помогающим ее клиенту, она точно будет проигрывать своим конкурентам, подчеркнул специалист.
«Другой вопрос — в сильной распространенности таких сервисов и их очевидном влиянии на принятие пользователем решений, зачастую алгоритмы при этом не прозрачны (и это не плохо, просто факт). Кстати, их не всегда можно и нужно делать прозрачными – так как тогда злоумышленник сможет «обмануть» систему или ввести её в заблуждение. А уж в случае с Искусственным интеллектом говорить о «прозрачности алгоритма» не приходится вовсе — на то он и ИИ, чтобы человек не всегда мог понять, на основании чего им принято то или иное решение, дана та или иная рекомендация — главное, чтобы они были эффективными и полезными при решении задачи», — отметил эксперт.
Он отметил, что идея об информировании пользователей о том, что система им рекомендует что-то, на базе тех или иных алгоритмов — неплохая. Однако он усомнился в возможности государственного регулирования данного вопроса на широком спектре сервисов.
«Также в РАЭК обращают внимание, что подавляющее большинство онлайн-сервисов, использующих рекомендательные алгоритмы, не относятся к категории систем, способных оказать значительное влияние на права, свободы и благополучие людей и общества, не содержат значительные риски причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пользователей. Поэтому чрезмерное дополнительное регулирование для таких онлайн-сервисов может привести к потере их потребительской ценности», — отметил эксперт.
Плуготаренко подчеркнул, что пользователь — это не программист, не дата-сайентист, не эксперт. А управлять алгоритмами, по его словам, могут только специалисты.
«Но быть информированным (о том, что поисковая выдача или лента или маршрут — генерированы алгоритмом на основе сбора и анализа данных) — да, эта идея звучит разумной. Предоставить пользователю возможность «отключить рекомендательный сервис» — в ряде случае также», — отметил он.
Эксперт также выразил мнение, что повышение цифровой грамотности пользователей позволит им улучшить качество взаимодействия с платформами, самостоятельно определять «степень рекомендации» и избегать тех сервисов и решений, которые могут быть им бесполезны или даже вредны.
Ранее сообщалось, что работа рекомендательных систем, используемых в Facebook, Instagram, YouTube и других ресурсах, будет регулироваться на законодательном уровне. Согласно готовящемуся законопроекту, онлайн-платформы должны будут обеспечить пользователям возможность отключения алгоритмов, которые формируют в его ленте специально подобранный контент. По мнению депутатов Госдумы, рекомендательные сервисы повышают риски социальных конфликтов.