Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф выступил на пленарной дискуссии «Цифровое развитие. Как сохранить темп?!» форума FINOPOLIS.
«Плюс в том, что нам не на кого рассчитывать. И, как всегда, это большой драйвер. Оптимистами нас заставляет быть жизнь. Либо ты оптимист, либо отправляешься на свалку истории. У любого менеджера и предпринимателя оптимизм является одним из необходимых профессиональных патронов в обойме. Если этого нет, про всё остальное говорить не следует», — отметил Греф.
На сессии обсуждались перспективы российских технологий, конкурентоспособность отечественной цифровой инфраструктуры, новые бизнес-модели и цифровые сервисы, а также вопросы цифровой безопасности. Модерировала дискуссию председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина.
Как отметил Герман Греф, в части разработки отечественного программного обеспечения нерешаемых проблем нет — это вопрос времени и ресурсов. Проблемы с «железом» гораздо сложнее, но тоже решаемы. И все зависит от способностей государства организовать работу по их решению, потому что ни одна компания в одиночку не справится. Но за это придётся заплатить материальную цену.
Герман Греф подчеркнул, что в IT необходимо коллаборативно работать всем вместе. Пожалуй, самое негативное последствие произошедших событий — снижение конкуренции, поскольку именно конкуренция — главное средство развития инноваций, без конкуренции инноваций просто не бывает, сказал он. Проводя собственную цифровую трансформацию, Сбер учился не столько у международных банков, сколько у ведущих технологических компаний, напомнил Герман Греф.
«Мы не выжили бы, если заранее не проинвестировали в технологии. Нас бы просто не было — это касается уже первого колоссального удара отрезания от международных рынков. А потом бы нас добили кибератаками — беспрецедентными попытками нас положить, которые предпринимались последние полгода. Продвинутость российского финансового сектора, быстрая и коллаборативная реакция ЦБ позволили всем нам выжить. Если бы одного из этих факторов не было, мы бы были в разобранном состоянии. Тогда и вся экономика чувствовала бы себя иначе», — сказал Греф.
Также в ходе дискуссии обсуждалось создание совместных финтех-сервисов для рынка, в том числе силами государства. Как считает Герман Греф, это снижает затраты на обслуживание таких сервисов и отчасти компенсирует расходы на их создание. Однако поддерживать конкурентоспособность этих сервисов лучше получается у частного бизнеса. В ближайшее время в российском финтехе появятся новые прорывные решения, полагает президент Сбербанка.
«Кризис ярко высветил как сильные стороны, так и недостатки — как людей, так и организаций. Самое дорогое, что дал кризис, — повышение доверия в финансовом секторе. Сектор стал больше сотрудничать, многие модели управления уже сработали, будет и отложенный эффект. Все последствия произошедшего мы оценить пока не в состоянии, но очевидно, что есть большой спектр плюсов, которые мозг пока отказывается принимать, потому что мы большую цену за это заплатили. Жизнь однозначно стала интереснее», — отметил Греф.