Ситуацию в России под санкциями часто сравнивают с советским периодом, однако ее можно считать скорее «реминисценцией» 1990-х годов, когда крах коммунизма вынудил потребителей и предпринимателей искать новые способы решать экономические проблемы, пишет Bloomberg.
В качестве иллюстрации агентство приводит пример московских сестер, организовавших поставку спортивного снаряжения из Китая после того, как они не смогли найти нужного им товара. Кроме того, обращают на себя внимание и новые маршруты поставок различной техники через соседние страны.
Параллельно появляются и замены уходящим международным брендам — таким как Krispy Krem, Starbucks, Pizza Hut, работающих под сходными, но несколько иными названиями. Тем не менее санкции создают определенные проблемы: по оценкам Bloomberg Economics, ВВП России в прошлом году сократился на 2,7 процента и может снизиться еще на 2,5 процента в 2023-м.
По оценкам, которые приводил российский президент Владимир Путин, ВВП по итогам года упал на 2,5 процента. Минфин в конце 2022 года называл цифру в 2,7 процента.
Российский бюджет в прошлом году столкнулся с дефицитом в 3,3 триллиона рублей. Расходы в 2022 году за счет «решения масштабных задач» составили свыше 31 триллиона рублей, доходы — почти 28 триллионов, говорил глава правительства Михаил Мишустин.