Развитие рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры в России обсудили в ходе стратегической сессии по электротранспорту под руководством первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова.
Задачу по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры решают Минэкономразвития, Минпромторг и Минэнерго в рамках инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Документы утвердил премьер-министр Михаилом Мишустин.
«Развитие электротранспорта — это тренд развития мирового автопрома. Конечно нельзя забывать о развитии обычного автотранспорта, тем не менее, очевиден взрывной рост электротранспорта во всем мире и России. С этим связана реализация стратегической инициативы, она была нацелена на поддержку, реализацию трехэтапной стратегии. Первый этап начался уже в прошлом году — это запуск рынка, где основной акцент связан с развитой инфраструктурой рынка. Речь идет о "быстрых" зарядных станциях, а также создании регуляторики, которая позволяет комфортно использовать автомобильный транспорт, прежде всего потребителю, и, одновременно, снизить риски и поддержать доходность для производителей», — сообщил Андрей Белоусов.
Второй этап — это наращивание спроса и рост загрузки производств, третий — локализация. В 2022 году было произведено около двух тысяч электромобилей в России. При этом производство автомобилей планируют нарастить. В этом году планируется увеличить выпуск электроавтомобилей в девять раз, то есть примерно до 18 тысяч штук в год, и в 2024 году — 36 тысяч в год.
В 2022 году в рамках инициативы создано 439 «быстрых» зарядных станций в 12 пилотных регионах.
«В этом году уже 34 пилотных региона, которые будут получать субсидии на ввод в действие «быстрых» зарядных станций. К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка трех тысяч штук», — добавил Андрей Белоусов.
Эксперты отметили рост продаж электромобилей.
«Только в ноябре и декабре 2022 года недельный рост продаж электромобилей превышал 180 штук (в 2021 году в среднем регистрировалось 25 электромобилей в неделю). На сегодняшний день в России уже зарегистрировано 24500 электромобилей. А если говорить о зарядной инфраструктуре, то в России уже работают более 7,5 тысяч зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС», — отметил заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг — для юридических делают привлекательными покупки электромобилей для россиян, отметили в ходе сессии. В соответствии с этими программами предоставляется скидка в размере 25 процентов при покупке отечественного электрокара в кредит или лизинг. Также в регионах действует бесплатная парковка и отсутствует транспортный налог.
Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин отметил, что сейчас Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию еще 872 электрозаправок в 39 регионах.
«Для создания устойчивого спроса на электромобили для начала необходимо создать всю соответствующую инфраструктуру, в том числе электрозаправки. Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт, в размере 2,7 миллиона рублей, он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 миллиона рублей из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования, и еще 900 тысяч рублей — на технологическое присоединение», — уточнил он.
Замглавы Минпромторга Альберт Каримов отметил, что на данный момент производство отечественных электромобилей находится на этапе становления и обладает значительным потенциалом для развития.
«Минпромторгом уже реализуется комплекс мер поддержки, способствующих наращиванию объемов производства электротранспорта и локализации необходимых для него компонентов, а также стимулированию спроса на электромобили. Напомню, что к действующим мерам относятся программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизм заключения Специальных инвестиционных контрактов с производителями, а также действующие программы Фонда развития промышленности. Кроме того, мы находимся в постоянном контакте с участниками рынка и ориентируемся на потребности отрасли с целью выработки совместных решений по усилению действующих мер», — сообщил он.
В Москве зарегистрировано более трех тысяч электромобилей.
«За электрическим транспортом — будущее, и Москва становится не только лидером по его использованию, но и центром его разработки и производства. Президент России Владимир Путин поддержал предложение мэра Москвы Сергея Собянина о создании кластера электромобилестроения и производства компонентов в Москве. Уже в 2025-2026 годы на "Москвиче" планируем сделать собственную российскую платформу электромобилей и начинать производить автомобили с большинством комплектующих, произведенных в России. Мы уверены, что московский опыт может быть быстро распространен на другие регионы России, готовы работать над этим вместе с федеральным правительством», — прокомментировал заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов сообщил, что в регионе, благодаря постоянному содействию и контролю со стороны правительства России, стал возможным запуск электротакси. В проект было вложено 890 миллионов рублей.
«В январе правительство Нижегородской области запустило проект по развитию автомобильного электротранспорта, созданный для жителей комплексно — от зарядки до пользователя. Всего в рамках проекта будет сформирован комплекс из 280 электромобилей и 120 зарядных станций. Таким образом, в рамках проекта в стадии реализации находится самая крупная для региона сделка по приобретению электрокаров», — сказал он.
В 2022 году в Нижнем Новгороде уже построили 62 зарядные станции, приобрели 180 электрокаров липецкого производства. На текущий момент всего функционируют 82 зарядки.