Проведение пенсионной реформы — сложный период для каждой страны, но без его прохождения будущего у развитого государства в современном мире нет. Реализация пенсионной реформы в России 2018–2028 годах так же, как и во Франции, поначалу вызвала негативные отклики граждан, хотя ни о каких массовых протестов не было и речи. В любом случае пенсионная реформа в России стала не поводом для протестов, что обусловлено сущностными преимуществами отечественного варианта изменений. Это одни из главных выводов, сделанных аналитиками Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ), которые провели сравнительный анализ опыта пенсионной реформы России, Франции и других стран. Разбор, произведенный с акцентом на актуальные французские события и дополненный детализацией российского контекста опубликован на сайте РАПСИ.
Анализ РАПСИ начинается с основных положения пенсионной реформы в России, которые предполагали поэтапное повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Ключевое определение здесь по мнению аналитиков РАПСИ — поэтапное: в этом году, спустя 5 лет после законодательного утверждения положений пенсионной реформы, сроки повышения еще не внедрены в полной мере.
В 2024 году женщины смогут выйти на пенсию в 58 лет, мужчины — в 63 года, эти сроки не учитывают возможности более раннего выхода на пенсию для льготных категорий граждан и людей, имеющих специальные трудовые коэффициенты в силу специфики условий их труда. В прошлом 2022 году право на пенсию по старости у мужчин начинало действовать в 61,5 года, у женщин — в 56,5 года.
Таким образом, полагают эксперты, переход на новые сроки наступления пенсионного возраста действительно распределился на довольно значительный временной промежуток, и гражданам, которые ожидали выхода на пенсию в ближайшие годы, не пришлось серьезным образом перестраивать свои жизненные планы.
После окончания проведения реформ мужчины в России будут выходить на пенсию на год позже, чем французы, зато россиянки на четыре года раньше жительниц Пятой Республики. При этом размеры пенсий мужчин и женщин в России в целом схож, тогда как во Франции у женщин размер пенсионных выплат в среднем на 39,5 процента меньше, чем у представителей сильного пола.
Внедрение пенсионной реформы в России смягчил комплекс социальных условий и льготных дифференциаций, которые предусматривали законодательные изменения.
Главное преимущество российских пенсионеров перед французами — это минимальный стаж для получения пенсии. Французам для получения ожидаемого размера выплат надо отработать более 42 лет (с зарплатой не ниже минимальной). В России достаточно всего 15 лет. Впрочем, в Пятой Республике также возможна выплата при таком стаже, но это будет минимальная государственная пенсия, размер которой составит лишь около 25 процентов от средней пенсии госслужащего.
Во Франции поправки не предполагают применения дифференцированного подхода по отношению к льготным категориям граждан. Пенсионные льготы в Пятой Республике применяются только по отношению к очень узким категориям — например, шахтерам. Тогда как людей, которые заслуживают более щадящего отношения со стороны государства, совершенно очевидно, намного больше.
Российскую пенсионную систему в нынешнем виде отличает широкая система льгот — возможность досрочного выхода на пенсию предусмотрена для многодетных матерей (причем сроки возможного получения пенсии по старости варьируются в зависимости от числа детей, воспитанных женщиной), во Франции, чем дольше находится женщина в декрете, тем меньше у нее будет социальное обеспечение на пенсии (если декретный отпуск составил три года, им придется работать до 67 лет, чтобы претендовать на полную пенсию), и многодетные семьи (участвующие во французской государственной программе «Большая семья») хоть и имеют значительные льготы по налогообложению, но не могут претендовать на специальные условия относительно выхода на пенсию.
Также аналогичные льготы российской системой предусмотрены для представителей определенных профессий и/или регионов работы, условия труда в которых или физически тяжелы или отмечаются высоким уровнем стресса. Перечень таких профессий довольно внушителен и включает в себя несколько обширных списков — производств, профессий, видов деятельности в особо вредных условиях, работ в тяжелых условиях. Специальные условия выхода на пенсию действуют для представителей ряда военных специальностей, государственных служащих, граждан, трудившихся в условиях Крайнего Севера.
Но, пожалуй, главное, по мнению аналитиков РАПСИ, отличие российской пенсионной системы от европейских — действительно мощный комплекс льгот, которым государства наделяет пенсионеров в дополнение к денежному обеспечению. Пенсионные льготы могут быть федеральными, региональными, специальными — для определенных категорий граждан — но даже в самом базовом варианте служат для пожилых граждан огромным подспорьем, о котором французский или бельгийский пенсионер не может и мечтать. Так, например, в Москве и большинстве других субъектов пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте. Часть назначенных врачом лекарственных препаратов предоставляется лицам, имеющим пенсионный статус, бесплатно. Пенсионер, имеющий соответствующие медицинские показания, получит безвозмездную путевку в санаторий — целый комплекс услуг, аналоги которых во французских здравницах будет стоить пару тысяч евро, российский пенсионер получает бесплатно, так что не удивительно, что наши граждане с таким статусом активно пользуются этими возможностями.
Российские пенсионеры могут бесплатно посещать музеи. Для сравнения: в Лувре, например, для европейских пенсионеров действуют только скидки. Пенсионер в любом субъекте России может бесплатно, за счет бюджета, освоить новую профессию, что сделать никогда не поздно. И воспользоваться налоговыми льготами, чтобы сохранять максимум дохода. Кстати, российским пенсионерам положены и налоговые льготы на имущество, причем на несколько видов. Подобные программы существуют лишь в немногих странах мира.
Еще одно важное социальное изменение, введенное российской пенсионной реформой – официальное закрепление понятия «предпенсионного возраста» и специальные условия для этой категории граждан. При этом ключевой социальный фактор российской пенсионной реформы заключается даже не в большом перечне льготных условий. Главные цели этих изменений, как заявлялось властями в 2018 году, не только добиться сбалансированности и финансовой устойчивости пенсионной системы, но и повысить уровень социального обеспечения пожилых граждан.
Принятие россиянами изменений в пенсионной системе, как уже упоминалось, проходило нелегко — летом 2018 года в российских городах были зафиксированы локальные акции протеста, кроме того, на фоне новостей о пенсионной реформе ВЦИОМ впервые за долгое время зафиксировал снижение рейтингов власти в стране — в среднем на 3 процента. Интересно наблюдать, как спустя годы трансформировалось отношение россиян к теме пенсионного обеспечения. Исследование на соответствующую тему в августе прошлого года было опубликовано ВЦИОМ.
Пенсионная реформа в России стала не поводом для протестов, а еще одним фактором, направляющим граждан к более ответственному планированию своей жизни. При этом россияне прогнозируют, какие именно виды деятельности будут составлять их дополнительный доход на пенсии. Так, 50 процентов респондентов назвали в этой связи продолжение трудовой деятельности на той работе, которая будет им по силам — 13-17 лет назад, как отмечает ВЦИОМ, такой вариант поддержания своего материального благополучия называли возможным лишь 27 процентов опрошенных.
Необходимость внедрения пенсионной реформы подтверждают и последствия демографической ямы 1990-х годов, когда уровень рождаемости был даже ниже, чем в годы Великой Отечественной войны: в 2021 году по сравнению с 2010 уровень женщин в активном детородном возрасте (20–29 лет) снизился на 37 процентов.