Правовое регулирование для оборота цифровых прав и реальной информации в виртуальном мире предложил ввести доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета Кирилл Евсиков. Этот вопрос обсуждался на сессии «Правовое регулирование отношений в виртуальных вселенных и компьютерных играх», которая прошла в рамках Международного молодежного юридического форума. Об этом сообщает РАПСИ.
Евсиков объяснил, что под оборотом цифровых прав он подразумевает создание виртуальных объектов, которыми пользователи обмениваются, продают или передают. Это происходит не только в компьютерных играх, но и в соцсетях. Оборот информации в виртуальном мире, по мнению специалиста, это сбор персональных данных, что дает возможность для манипулирования пользователями.
Информационная система, которую маркетологи назвали метавселенной, нуждается в правовом режиме, отметил эксперт. С ним согласился председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Он пояснил, что гонка за данными пользователей — это новая нефть, и эта гонка началась уже давно.
«Большинство участников сессии знают, что такое матчмейкинг. Это когда в компьютерной игре пользователю предлагают другого пользователя в пару для игры. При этом, работают механизмы поиска не рандомной, а именно подходящей пары. И какие данные собирает информационная система для подбора пары, точно неизвестно», — пояснил Журавлев.
Модератор сессии, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета, директор центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации Владислав Архипов, заметил, что в описанных случаях регулируется не технология, а общественные отношения.
«Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, то может быть и не надо ничего регулировать? Есть Гражданский кодекс, есть закон об интеллектуальной собственности, есть закон о защите персональных данных. То есть, все уже есть, и этими правовыми инструментами можно пользоваться и в применении к виртуальному миру», — сказал Архипов.
После замечания Архипова Журавлев обратил внимание слушателей на проблему решения правовых проблем в трансграничных отношениях, когда сервер находится, например, в США, а игрок — в Португалии.
«Я познакомился с интересной концепцией децентрализованной организации. И это хороший инструмент для регулирования виртуальных прав», - пояснил Журавлев. Децентрализованная автономная организация (ДАО) организационная форма, при которой координация деятельности участников и управление ресурсами происходит в соответствии с заранее согласованным и формализованным набором правил.
Выслушав участников дискуссии, модератор обратил их внимание на то, что у них получился не спор, а просто каждый выступавший написал название главы будущего учебника по цифровому праву.