Мэр Москвы Сергей Собянин опубликовал в своем блоге программу развития транспорта до 2030 года. «В конце 2023 года я поставил задачу разработать базовые отраслевые программы развития Москвы до 2030 года, а по некоторым отраслям – и на более дальнюю перспективу. Подготовка этих документов позволит нам подвести итоги проведенной работы, заглянуть вперед, сформулировать главные цели, скоординировать работу всех Комплексов и сконцентрировать ресурсы на результат», — отметил он.
В опубликованном документе Сергей Собянин подводит итоги уже проделанной работы по решению транспортных проблем российской столицы, а также представляет свое видение перспектив развития транспорта на ближайшие шесть лет.
В программе речь идет не только о решении задач внутри города, но и о таких мегапроектах как строительство скоростных магистралей между российскими мегаполисами.
«Совместно с правительством России, ОАО «РЖД», Сбером и администрациями соответствующих регионов планируем реализовать проект ВСМ-1 «Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург», что позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом с четырех часов пяти минут до двух часов 15 минут.
Результатом реализации этой программы будет новая транспортная реальность для 31 миллиона человек — жителей Москвы и всей Центральной России, 8,8 миллиона человек — жителей СЗТУ, а также максимально тесная интеграция Москвы и Санкт-Петербурга, двух крупнейших городов нашей страны», — говорится в документе.
По словам экспертов, строительство таких магистралей в перспективе даст серьезный импульс развитию экономики российских городов, укреплению взаимодействия, появлению новых бизнес-проектов.
«Развитие скоростных магистралей всегда было на пользу экономике, особенно тех регионов, через которые эти магистрали они проходят. В этом плане примеры Германии, других стран Европы, Китая, Японии говорят о том, что вещь полезная, но в долгосрочной перспективе — в течение десятилетий происходит переформатирование потоков, меняется схема расселения, развиваются новые экономические связи, — комментирует директор Центра исследований Умного города ФГРР НИУ ВШЭ Константин Трофименко. — Направление Москва-Петербург выбрано приоритетным в реализации проекта, поскольку это то направление, где между двумя такими мегаполисами всегда будет трафик. Связи деловые, туристические — какие угодно — между Москвой и Петербургом уже очень плотные, поэтому здесь какого-то революционного прорыва может и не быть, хотя конечно взаимодействие усилится, будет частичный переход потока пассажиров с других видов транспорта — авиационного в первую очередь».
Более радикальные изменения, по словам эксперта, будут происходить в транзитных городах – Тверь, Великий Новгород, других промежуточных остановках. «Там через некоторое время действительно стоит ожидать изменения ситуации на рынке жилья, появятся новые градостроительные проекты, прекратится отток населения, будет развиваться новый бизнес», — говорит эксперт.
Наиболее интересными представляются, по словам Константин Трофименко, другие потенциальные направления ВСМ – восточное — на Нижний Новгород, Казань и южное — на Воронеж и Адлер. «Там, на мой взгляд, хоть и в долгосрочной перспективе, но эффект от развития магистралей будет даже больше. И в целом, развитие этих магистралей — это то, что определит глобально, на макроуровне схему расселения Российской Федерации на вторую половину 21 века».