Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) выпустил доклад «Правовые аспекты легитимности пребывания В.А.Зеленского в должности президента Украины после 20 мая 2024 года», в котором исследует вопрос о том, какой правовой статус может иметь Владимир Зеленский после 20 мая 2024 года — когда его полномочия в качестве президента Украины заканчиваются.
«После 20 мая 2024 года легитимность В.А.Зеленского на посту президента Украины будет находиться под сомнением, так как нарушаются основополагающие международные принципы проведения демократических выборов: их периодичность и подлинность проведение выборов в точно установленные сроки и продление полномочий в обход воли народа Украины, делегировавшего в 2019 году право В.А. Зеленскому представлять Украину в должности президента только на пять лет», — говорится в докладе.
Конституционный Суд Украины еще в 2014 году отметил, что «положение статьи 103 Конституции Украины и других 11 статей, определяющих конституционно-правовой статус Президента Украины, не содержат норм, которые устанавливали бы другой срок, кроме пятилетнего.
Авторы исследования отмечают, что в настоящее время в законодательстве Украины имеется правовой пробел, связанный с отсутствием юридической определенности процедуры перехода властных полномочий президента Украины при не проведении очередных выборов главы государства.
«Формально существующая юридическая конструкция «пролонгации» полномочий Зеленского порочна с точки зрения публичного права, в котором применяется принцип «все, что не разрешено – запрещено», — говорится в докладе.
Императивное дозволение оставаться Зеленскому в должности президента Украины на сегодняшний день в законодательстве Украины отсутствует.
Де-юре, по словам авторов доклада, после 20 мая Владимир Зеленский будет иметь неопределенный (не соответствующий необходимым процедурам для его получения) статус лица, действующего от имени президента Украины. Однако «при этом может иметь де-факто внутреннюю или внешнюю легитимность, навязанную извне избирателям Украины (их политически активной части) или международным сообществом (его частью под покровительство США), как это уже происходило с относительно недавно «посаженными на престол» самопровозглашенными президентами Венесуэлы (Х. Гуайдо) и Белоруссии (С. Тихановская)», — говорится в докладе.
Но подобная условная легитимность, по мнению исследователей, будет достаточно «хрупкой» и незамедлительно приведет к ее утрате после соответствующего решения судебного/законодательного органа или международного политического акта.
Авторы доклада приходят к выводу, что в международном праве по аналогии с «непризнанными республиками» и «легальностью» глав государств, получивших руководящий пост в обход законодательно установленных процедур, легитимность президента Зеленского де-факто будет определяться международными акторами. «При этом она также может быть поставлена под сомнение в рамках политических договоренностей, а сам Зеленский – может быть признан «самопровозглашенным президентом» в обход установленных требований и норм», — резюмируют эксперты.