Российское научно-популярное издание Naked Science провело в своем Telegram-канале опрос на тему «Что такое биополимеры?».
В опросе приняли участие 17 060 человек. В основном это аудитория научно-популярного издания, которая имеет определенные знания об окружающем мире. Но оказывается, что даже люди, интересующиеся наукой, заблуждаются насчет биоразлагаемой посуды и упаковки, отмечают авторы исследования.
Так 38 процентов, принявших участие в опросе, убеждены в том, что биоразлагаемую упаковку можно без вреда для экологии выбросить в окружающую среду. Правильный вариант ответа — для биополимеров нужны специальные условия для утилизации — выбрали всего 28 процентов респондентов.
Как подчеркнули авторы опроса, вопреки распространенному заблуждению биоразлагаемые пакеты, к примеру, не разлагаются сами по себе. Для этого им нужен доступ к достаточному количеству кислорода, присутствие определенных бактерий, поддержание высокой влажности и температуры. В России сейчас активно налаживается система промышленной переработки отходов. Но если из пластикового пакета, который можно переработать несколько раз, уже делают одежду, обувь, мебель, дорожное покрытие, то массовой вторичной переработки биоразлагаемых пакетов в нашей стране пока просто нет.
Читателям также предложили выбрать, какой пакет они бы взяли в магазине: биоразлагаемый или обычный пластиковый.
Мнения разделись поровну. 50 процентов предпочли бы биоразлагаемый, основываясь на представлении о том, что он гораздо экологичнее обычного и помогает экономить природные ресурсы, а еще 50 процентов выбрали бы пластиковый, ведь его можно использовать много раз и он гораздо дешевле.
А как обстоят дела на самом деле? Так называемые биоразлагаемые пакеты нельзя считать безопасными для окружающей среды. Один из типов биоразлагаемых пакетов — оксоразлагаемые — распадается на микрочастицы, загрязняющие почву и воду. Такой пакет нельзя переработать, да и пользоваться им долго не получится – он будет разрушаться. Другой тип биоразлагаемой тары – пакеты из растительных полимеров. Они могут разлагаться исключительно в условиях компоста в течение 180 дней. В Роскачестве подчеркивают, что экослед плотного пластикового пакета, который можно использовать неоднократно, а затем сдать на переработку, ниже, чем от биоразлагаемого или бумажного.
Химик и блогер Денис Байгозин в новом выпуске на канале «АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ» отмечает, что биоразлагаемый пакет невозможно вторично переработать. Более того, если такой пакет попадает вместе с полиэтиленовыми в одну кучу, то испортит весь процесс переработки. Дело в том, что в биоразлагаемом есть частицы, которые не плавятся, а начинают гореть.
По словам Байгозина, значительную часть биоразлагаемых пакетов занимают композитные. То есть они состоят не из одного материала, а из нескольких, которые улучшают свойства друг друга. С точки зрения прочности – это хорошо. Потому что, например, какая прочность может быть у кукурузного крахмала? Вместе с частицами пластика он дает приличный каркас. Но разделить такой композитный материал в процессе переработки практически нереально.
Зачастую производители в погоне за рекламой апеллируют к экологичности своей продукции из-за натуральных компонентов в составе. Но при этом не указывают, что биоразлагаемые альтернативы могут разлагаться только в специально созданных условиях.
«Традиционно в нашей стране биоразлагаемыми пластиками называют пластики с биоразлагающими добавками. Чаще всего это добавка d2w, разработанная в Англии, благодаря которой ускоряется окисление и распад материала. При этом, чтобы произошло чудо, такой предмет нужно поместить в идеальные условия: сочетание солнца, тепла, воздуха. Именно тогда произойдет разложение такого биопластика на углекислый газ, воду и минеральные соли», – пояснила президент «Мусора.Больше.Нет», координатор проектов союза эковолонтерских организаций Карина Ивченко.
Эксперт добавила, что по уму, перед продажей такой упаковки нужно создать инфраструктуру в стране: обустроить специальный полигон с соответствующей бактериальной средой (перегной, компост). Но слабо верится, что кто-то реализует такое в ближайшем будущем. Это требует серьезных инвестиций, которые по факту не окупаются. Поэтому сейчас подобные идеи выглядят скорее маркетинговым ходом, имитацией осознанности и экологичности со стороны брендов.