Темпы списания судов в морском флоте России в настоящее время почти в два раза превосходят скорость строительства новых. Такая оценка указывается в обзоре Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), на который ссылается РИА Новости.
До 2022 года такие потери удавалось компенсировать за счет фрахта иностранных судов, но из-за санкций после начала боевых действий на Украине эти возможности сильно ограничены. С речными судами ситуация значительно хуже — скорость их строительства отстает от выбытия в 4,5 раза. Причем в сегменте буксиров списание происходит в 9 раз быстрее пополнения, а у сухогрузов — в 5,4 раза.
Высокие ставки по кредитам, а также длительные сроки окупаемости не позволяют судоходным компаниям заказывать новый флот самостоятельно. Сделать это они смогут только при условии государственной поддержки.
В общей сложности России в период до 2030 года необходимо построить 1,4 тысячи судов внутреннего водного транспорта и 500 единиц морского, отмечается в документе.
В начале декабря глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков сообщил, что на достройку заказанных государством и частными компаниями судов нужен триллион рублей. По его словам, заключенные контракты оказались дешевле стоимости самих работ, поэтому без помощи государства обойтись не выйдет.
Осенью прошлого года 100 процентов акций ОСК в доверительное управление на пять лет получил ВТБ, а глава банка Андрей Костин стал председателем совета директоров компании. После изучения состояния предприятий судостроительной отрасли он сравнил деятельность ОСК с финансовой пирамидой, а состояние верфей — с историческим музеем.