14 января кандидат избранного американского лидера Дональда Трампа на пост министра обороны США Пит Хегсет пообещал, что Пентагон под его руководством будет добиваться «мира через силу». Такая формулировка стратегии будущей внешней политики Вашингтона не в первый раз звучит среди сторонников новоизбранного американского лидера. Например, спецпосланник по Украине и России Кит Келлог заявил о необходимости применить этот подход для урегулирования украинского кризиса. Почему Трамп выбрал именно такую внешнеполитическую стратегию? И что она может означать в контексте конфликта на Украине?, — в материале «Ленты.ру».
#Откуда взялась концепция «мир через силу»?
Старший преподаватель кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Юлия Богуславская отмечает, что формула «мир через силу» в американской политике принадлежит еще 40-му президенту США Рональду Рейгану, а также в целом прослеживается в подходе Республиканской партии к тому, как Америка должна себя позиционировать на международной арене. Сам Рейган трактует свое видение этой концепции таким образом:
Быть готовым к войне — это одно из самых эффективных средств сохранения мира
Традицию Рейгана перенял и Дональд Трамп, сделав подход «мир через силу» центральным уже для своей общей внешнеполитической концепции «Америка прежде всего».
#Что означает «мир через силу»?
Концепция «мир через силу» в американской политике представляет собой обеспечение мирового господства США через готовность к применению вооруженных сил и различных инструментов давления. По словам Богуславской, в этой формуле два составляющих элемента: демонстрация военной мощи страны и возможность вести переговоры с позиции силы.
Если же посмотреть на правление Рейгана и его политику в годы Холодной войны между США и СССР, то в его случае в превалировал первый элемент. Например, как указывает эксперт, бывший американский лидер объявил о создании программы «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) или «Звездные войны», которая была призвана разместить американские ракеты в космосе для отражения любых угроз.
У «мира через силу» есть традиционная концепция устрашения. То есть «мы настолько сильны, что можем шантажировать наших оппонентов, но при этом они не могут делать этого с нами»
Сейчас баланс сил на международной арене значительно отличается от конца второй половины ХХ века, но формула «мир через силу» все равно остается актуальной и для будущей администрации Дональда Трампа. По мнению эксперта, это объясняется тем, что будущий президент США «стремится быть похожим на Рейгана».
#Как Трамп видит свой «мир через силу»?
По словам Богуславской, заявления Трампа о том, что США будут формировать свою внешнюю политику, исходя из «мира через силу», вызывали «много интереса и вопросов». Эксперт подчеркивает, что, несмотря на призывы к дипломатическому решению конфликтов на Украине и в секторе Газа во время избирательной кампании, «пока неясно, в какой степени Трамп действительно готов выполнять свои предвыборные обещания».
Однако, как отмечает Богуславская, видение Трампом формулы «мир через силу» отличается от того, как ее видел Рейган. Она указала на то, что Трамп понимает этот подход к внешней политике США «шире, чем просто демонстрация военной мощи».
Трамп видит «мир через силу» несколько шире, чем просто демонстрация военной мощи. Для него в определение также входят технологические преимущества, инновационное развитие и сильная американская экономика
#Как «мир через силу» повлияет на ход конфликта на Украине?
14 января Трамп заявил, он хочет поскорее встретиться с президентом России Владимиром Путиным, чтобы обсудить шаги к урегулированию украинского конфликта. Политолог подчеркивает, что в отличие от уходящей администрации Джо Байдена, от команды республиканца существует инициатива разрешить кризис дипломатическим путем.
Но при этом Богуславская указала на то, что пока команда Трампа придерживается примерно тех принципов, что и предыдущая администрация. В частности, речь идет о том, что переговоры с Россией возможны, но «только в том случае, если Украина сможет в них участвовать с позиции силы».
Будущая администрация Трампа была бы готова к переговорам, если бы у Украины была некая позиция силы или хотя бы не позиция тотальной слабости
По мнению эксперта, ситуацию на гипотетических переговорах будет решать положение Вооруженных сил Украины (ВСУ) на поле боя. Однако если будущие власти США увидят, какие-то угрозы сохранения киевскому режиму, то они «могут постепенно отходить назад».
Американист также указала на то, что подход Трампа может привести к разногласиям с видением украинского лидера Владимира Зеленского к формуле «мир через силу». Она отметила, что если произойдет ситуация, в которой США и Россия договорятся об условиях завершения конфликта, которые не понравятся Украине, то Киеву «придется смирится».
Украина в значительной степени зависит от западных поставок помощи. Поэтому в случае несогласия с США Киеву просто некуда будет деваться и придется идти на уступки