В офисе Всероссийского центра изучения общественного мнения прошел круглый стол, организованный АНО «Кантата» совместно с ВЦИОМ, на тему: «Что делает праздник праздником?» с участием представителей государства и экспертного сообщества.
Специально к этому мероприятию ВЦИОМ представил результаты исследования, посвященного восприятию праздников россиянами. Так, самым важным у жителей России праздником является День Победы. Такой ответ дали 61 процент респондентов. Десять лет назад, в 2014 году, так считали 53 процента россиян. На втором месте — Новый год (58 процентов опрошенных дали такой ответ). Замыкает тройку главных для россиян праздников Пасха — ее назвали 29 процентов респондентов.
Также в числе самых важных для россиян праздников: Международный женский день 8 марта (24 процента ответов), Рождество Христово (18 процентов); День защитника отечества 23 февраля (13 процентов); Праздник весны и труда 1 мая (10 процентов).
«Что же касается государственных праздников, то, в частности, День России 12 июня в 2006 году важным праздником считали только два процента россиян, сейчас – семь процентов. День народного единства 4 ноября важным праздником называют уже пять процентов россиян. Это говорит о том, что перед государством правильно поставлена задача: праздники, которые должны работать как инструмент сплочения, передавать культурный код и задавать смыслы, становятся популярнее», — отметил глава Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.
просы проводились 10 февраля, 21 апреля, 23 апреля, 8 декабря 2023 года и 14 января 2024 года методом телефонного интервью, в них приняли участие 1600 респондентов старше 18 лет не менее, чем из 80 регионов России.
По мнению референта Управления президента РФ по общественным проектам администрации президента Владимира Костеева, наличие государственных праздников в стране имеет несколько ключевых функций. Прежде всего, государственные праздники сохраняют историческую память. Второй важный момент — передача социального капитала, опыта, культурных образов, поведения. «Одна из главных функций государственных праздников — это повышение социальной сплоченности за счет социальной памяти, которая «цементирует» некую общность, — подчеркнул он. — Также государственные праздники и выходные дни выполняют функцию отдыха, дают возможность человеку переключиться на другие виды деятельности и отойти от повседневной рутины». Наконец, не стоит забывать, что праздник — это еще и экономика, способ стимулирования потребления и туризма, отметил Владимир Костеев.
В конце 2024 года на базе Министерства культуры РФ была создана Лаборатория государственных праздников. Как отметил в ходе дискуссии заместитель министра культуры России Сергей Першин, сейчас Лаборатория консолидировала свои усилия вокруг трех новых государственных праздников, которые пока недостаточно укоренились в сознании российского общества: День России 12 июня, День государственного флага 22 августа, День народного единства 4 ноября.
«Важно понимать, что мы не ставим перед собой задачу организовать дополнительные мероприятия. Мы объединяем усилия министерств, ведомств, субъектов РФ, госкорпораций и госкомпаний, творческих индустрий, образовательных центров, чтобы выработать единый методологический подход к празднованию этих дат. Это должен быть такой подход, который смогут применять на местах в регионах, в вузах, школах, общественных организациях и так далее. На практике это означает, что мы постараемся систематизировать накопленный опыт и выявить лучшие практики. Результатом нашей работы станут концепции празднования и методические рекомендации, которые станут основной для работы всех акторов», – пояснил замминистра.
Для каждого из трех перечисленных праздников будет выработан единый подход: какие события за ними стоят, какие смыслы они несут, какие традиции с ними могли бы быть связаны. Для этой работы, по словам чиновника, будет проведен ряд стратегических сессий на крупных образовательных площадках страны.
Важно, чтобы вся цепочка организаторов праздника – от руководителя ДК в небольшом городке до высшего руководства страны – одинаково понимали, зачем тот или иной государственный праздник нужен обществу, какую пользу приносит или какую функцию выполняет, продолжил тему руководитель направления «Мастерская государственного дизайна в Сенеже» (Президентская платформа «Россия — страна возможностей») Вячеслав Правдзинский.
Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина предложила один из форматов празднования Дня народного единства — фестиваль 195 народностей России. «У нас в стране более 195 национальностей, которые говорят на 275 языках и диалектах. Да, у нас единый государственный русский язык, и мы им гордимся, но даже, когда мы говорим на разных языках, мы все равно понимаем друг друга, потому что у нас есть единая культурная целостность, несмотря на культурное разнообразие, а это только доказывает силу взаимопонимания», — подчеркнула она.
В современном мире праздники можно отмечать не только в традиционном офлайн-режиме, но и в онлайне. VK за последние три года выстроила системную работу с различными праздниками в России, реализовано уже более 300 проектов, рассказал в ходе дискуссии директор департамента социально-значимых событий VK Никита Ничкалюк. «Для нас праздник — это полноценная маркетинговая кампания, обладающая своей уникальной аудиторией, собственным сезоном, характерными атрибутами, а также четко сформулированными целями и задачами», – пояснил он.
Генеральный директор Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Андрей Борисов обратил внимание на важность ритуалов при праздновании различных дат. «Праздник как ритуал соединяет человека с другими людьми, с социумом, с природой, т.е. с миром. И не только соединяет, но и примиряет, – подчеркнул он. — Праздник-ритуал должны иметь фасцинирующее действие, то есть завораживающее, очаровывающее, околдовывающее, вводящее в определенное состояние, отличное от того, что есть в обыденной жизни». По мнению эксперта, общественная идея должна быть закреплена ритуалом, а за этим уже должны стоять традиции, передающиеся из поколения в поколение. «Праздники нужны государству для формирования идеологической рамки, чувства идентичности и солидарности, а также для исполнения функции сброса напряжения в обществе. Праздник — это позитивная связь между гражданином и государством», — заключил Борисов.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что для более глубокого внедрения новых государственных праздников в общественное сознание, важно, чтобы вокруг них не только были сформированы традиции, но и чтобы людям была понятная историческая значимость празднуемой даты, смыслы, которые за ней стоят, а также целеполагание государства.