В Норильске начала работу первая опытная погрузочно-доставочная машина (ПДМ), разработанная холдингом «БЕЛАЗ» специально для подземных рудников компании «Норникель». Новая техника предназначена для эксплуатации в условиях сложного рельефа и низких температур, характерных для месторождений Заполярного филиала.
По информации «Норникеля», ПДМ МоАЗ-4076 является первым опытным образцом техники большой грузоподъемности, созданным в составе холдинга «БЕЛАЗ». Машина спроектирована с учетом технических требований компании, включая адаптацию к наклонным выработкам шахт Норильского промышленного района. На ее разработку, изготовление и доставку ушло более года.
«Погрузочно-доставочная машина МоАЗ-4076 — это первый опытный образец ПДМ большой грузоподъемности, произведенный в составе холдинга "БЕЛАЗ". Она создана по заказу "Норникеля" и в плотном сотрудничестве между нашими компаниями», — отметил руководитель проектов Заполярного филиала «Норникеля» Андрей Скоков.
Он подчеркнул, что техника адаптирована к специфике рельефа и наклонных выработок. При этом мощность ПДМ составляет 470 лошадиных сил, масса — 55 тонн. За один цикл машина способна перевозить до 17,2 тонны горной массы, что ранее было характерно только для импортных аналогов.
Машина оснащена кабиной по международным стандартам безопасности ROPS и FOPS, системами контроля слепых зон, предотвращения столкновений и наезда, а также горным тормозом. Эти решения соответствуют требованиям федерального законодательства и направлены на снижение рисков при эксплуатации техники в подземных условиях.
Испытания новой ПДМ проходят на шахте «Ангидрит» рудника «Кайерканский». Здесь ведется добыча компонента, используемого в производстве закладочной смеси для других предприятий Заполярного филиала.
Ожидается, что ПДМ будет выполнять объемы, ранее требовавшие работы в три смены. За сутки машина должна совершать от 120 до 140 циклов загрузки. Такой уровень производительности может повлиять на подход к организации подземных работ.
По словам директора по обеспечению производства Заполярного филиала «Норникеля» Игоря Паятелева, компания делает ставку на импортонезависимые решения.
«Сегодня многие пытаются предложить альтернативу импортной технике, но за "отечественным фасадом" зачастую скрываются те же американские и европейские узлы: коробки передач, мосты, двигатели. По сути, это не импортозамещение, а перепаковка», — пояснил Игорь Паятелев.
Он отметил, что ключевые узлы машины, такие как мосты и трансмиссии, производятся на белорусском предприятии, а двигатели — в России. По его словам, техника создана в рамках технологического суверенитета, и при этом компания готова к возможной доработке ПДМ по итогам опытной эксплуатации.
К управлению машиной привлечены машинисты шестого разряда, прошедшие инструктаж с участием специалистов предприятия-изготовителя.
Поставка новой техники стала возможной благодаря соглашению о расширении сотрудничества между «Норникелем» и «БЕЛАЗом», подписанному в январе 2025 года. Ранее техника белорусского производства поставлялась для открытых горных работ. Теперь партнерство переходит в сферу подземной добычи, включая перспективные проекты по электрическим автономным машинам, которые в будущем могут снизить углеродный след в Арктике.