В последнее время все больше государств заявляют о своих планах в отношении Арктики. При этом речь идет не только о северных странах, но и о таких далеких от региона государствах, как Китай. Из-за тающих льдов использование Арктики в качестве нового транспортного пути и источника энергоресурсов становится все более перспективным. Таким образом, край, который еще в начале прошлого века полярный исследователь Фритьоф Нансен называл «страной ледяного ужаса», превращается в регион, где сталкиваются экономические интересы многих стран.
Фото: Photri / TopFoto / FOTODOM.RU
Арктика занимает около шестой части поверхности Земли. Две трети ее территории приходится на Северный Ледовитый океан, являющийся самым маленьким океаном мира.
Фото: архив ИТАР-ТАСС
Кроме Северного Ледовитого океана, Арктика включает северные части Тихого и Атлантического океанов, северные побережья Евразии и Северной Америки, Гренландское море, моря Баффина и Бофорта, залив Фокс-Бейсин, Канадский арктический архипелаг, Гренландию и Шпицберген.
Фото: TopFoto / FOTODOM.RU
Российская часть Арктики включает море Лаптевых, Баpенцево, Каpское, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а также Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и остров Вpангеля.
Фото: TopFoto / FOTODOM.RU
Археологические данные говорят о том, что первые люди появились на территории Арктики еще 30 тысяч лет назад. Так, например, стоянки первых людей были найдены в арктической части Республики Коми. Однако в Европе Арктика долгое время считалась непригодной для жизни, судоходства и транспортировки грузов.
Изображение: Liszt Collection / TopFoto / FOTODOM.RU
Русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана еще в XI веке, исследования региона с тех пор не прекращались. В ходе Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов под общим руководством Витуса Беринга было описано и нанесено на карты все сибирское побережье Северного Ледовитого океана. Первые пароходы пошли через Карское море в устье Оби и Енисея в 1874 году. Однако регулярные транспортные перевозки по Северному морскому пути начались в 1930-х годах, их сделало возможными строительство ледокольных судов.
Фото: TopFoto / FOTODOM.RU
Исследование американской части Арктики началось позже, чем евразийской. Хотя викинги открыли Гренландию еще в Х веке, основные исследования пришлись на XIX-й и первую половину XX веков, когда США и Канада стали уже сформировавшимися государствами.
Фото: архив РИА Новости
В настоящее время Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Ее правовой статус закреплен международными соглашениями.
Фото: А. Ермаков / Фотохроника ТАСС
Границы секторов установлены по краям территорий стран, примыкающих к северному региону, и соединены с центром арктического полюса. При этом большинство арктических стран стараются доказать, что имеют права на большие территории. Для обоснования своих претензий они проводят соответствующие исследования и экспедиции.
Фото: Сергей Лоскутов / Фотохроника ТАСС
В Арктике проживает около 400 тысяч человек (оценки различаются). Коренные народы, продолжающие жить в традиционном обществе и занимающиеся в основном охотой и собирательством, составляют около десяти процентов всего населения.
Фото: Werner Forman Archive / Smithsonian Institution / TopFoto / FOTODOM.RU
К арктическим народам относят чукчей, коряков, юкагиров, ительменов-камчадалов, алеутов и эскимосов. Кроме того, в Арктике имеют поселения такие северные народы, как саамы (лопари), ненцы, энцы и нганасаны, а также северные якуты, эвенки и эвены.
Фото: Александр Моклецов / архив РИА Новости
Арктика является местом обитания многих редких биологических видов, которым угрожает вымирание из-за таяния льдов, вызванного глобальным потеплением. В регионе обитает более 20 тысяч видов растений и животных.
Фото: TopFoto / FOTODOM.RU
В Арктике активно добывают рыбу. В морях региона обитают сельдевые, осетровые и лососевые виды рыб, однако их вылов уступает объемам добычи в более южных морях.
Фото: Давид Шоломович / архив РИА Новости
Основными полезными ископаемыми Арктики, которые человечество сможет разрабатывать в течение ближайших десяти лет, являются нефть и газ. Запасы нефти на шельфе северных морей оцениваются в 90 миллиардов баррелей. Запасы газа составляют 1,67 триллиона кубометров.
Фото: Шестаков / архив РИА Новости
Запасы нефти в Арктике составляют около 13 процентов от общемировых, природного газа — 30 процентов, а сжиженного углеводородного газа — 20 процентов. В то же время добыча углеводородов в регионе сопряжена с большими экологическими рисками из-за сложных климатических условий.
Фото: Владимир Вяткин / архив РИА Новости
Помимо экологических последствий, добыча нефти и газа на шельфе арктических морей еще и более затратна, чем традиционная добыча углеводородов. Она требует более сложных технологий.
Фото: Роман Денисов / архив РИА Новости
Российский арктический шельф почти полностью разделен между «Роснефтью» и «Газпромом». Частные компании участки на шельфе получить не могут. Партнерами государства в Арктике должны стать норвежская Statoil, американская ExxonMobil, итальянская Eni и китайская CNPC.
Фото: Роман Денисов / РИА Новости
Экономический эффект от добычи углеводородов в Арктике пока остается под вопросом. Эксперты оценивают его в несколько триллионов рублей в течение ближайших одного-двух десятилетий. В то же время некоторые нефтяные компании (в том числе российский «Лукойл») настроены по отношению к добыче нефти в Арктике скептически.
Фото: В. Киселев / архив РИА Новости
Еще одним перспективным направлением экономического использования Арктики является транспорт. Северный морской путь проходит через российскую часть Северного Ледовитого океана, огибая Европу и связывая российский Дальний Восток с Западной Европой. Во многом движение судов по нему упрощается из-за таяния льдов.
Фото: А. Соломонов / РИА Новости
Севморпуть активно использовался в СССР. После распада Советского Союза перевозки по нему упали в несколько раз: по разным оценкам, снижение составило от пяти до десяти раз.
Фото: Владимир Баранов / РИА Новости
Первые иностранные суда прошли по этому пути в конце 2009 года: два сухогруза Foresight и Fraternity немецкой компании Beluga Shipping Group транспортировали груз для ТЭЦ в Сургуте.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В 2012 году по Северному морскому пути прошло 46 судов. Они перевезли 1,26 миллиона тонн грузов. Для сравнения, коммерческие грузоперевозки по железным дорогам по итогам 2012 года в России составили 3,1 миллиарда тонн.
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Первый газовый танкер прошел по Севморпути в октябре прошлого года. Российское судно «Река Обь» доставило в Японию норвежский газ. Северный путь позволяет в два, а иногда и в три раза сократить длину маршрута между Азией и Европой.
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
По прогнозам экспертов, к 2020 году грузооборот по Северному морскому пути должен вырасти до 50 миллионов тонн. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июне текущего года заявлял, что в ближайшее время грузооборот по Северному пути может вырасти до 10 миллионов тонн в год.