Лос-анджелесский музей Гетти — крупнейший художественный музей Калифорнии, основанный в середине XX века нефтяным магнатом Полом Гетти — в августе стал публиковать экспонаты из своей коллекции в хорошем разрешении для свободного использования.
«Лента.ру» начинает осваивать эти сокровища и в первую голову знакомит своих читателей с творчеством Надара, урожденного Гаспара Феликса Турнашона (1820—1910) — великого французского фотографа, а также карикатуриста и романиста, энтузиаста воздухоплавания, первым сделавшего снимок с воздушного шара.
![С помощью этих фотографий-визиток Надар намеревался рекламировать свой бизнес — дорогостоящие путешествия на воздушных шарах. Чтобы создать иллюзию полета, он снимался на фоне нарисованных облаков, а в наряд денди облачался, чтобы показать, что летать на шаре вполне безопасно.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Автопортрет в образе аэронавта, 1863
С помощью этих фотографий-визиток Надар намеревался рекламировать свой бизнес — дорогостоящие путешествия на воздушных шарах. Чтобы создать иллюзию полета, он снимался на фоне нарисованных облаков, а в наряд денди облачался, чтобы показать, что летать на шаре вполне безопасно.
![Портрет жены художника, сделанный вскоре после их помолвки или венчания. Эрнестине было 18, Надару — 34; она была дочерью буржуа из Нормандии, он — богемным парижанином. Надар и Эрнестина прожили вместе 54 года, до самой ее смерти.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет мадам Эрнестины Надар, 1855
Портрет жены художника, сделанный вскоре после их помолвки или венчания. Эрнестине было 18, Надару — 34; она была дочерью буржуа из Нормандии, он — богемным парижанином. Надар и Эрнестина прожили вместе 54 года, до самой ее смерти.
![Женская одежда 1860-х годов категорически не подходила для воздухоплавания, поэтому мадам Надар приспособила для этой цели мужской крой — а также шляпу.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Эрнестины Надар в костюме для воздухоплавания, 1863
Женская одежда 1860-х годов категорически не подходила для воздухоплавания, поэтому мадам Надар приспособила для этой цели мужской крой — а также шляпу.
![Дюма был подростковым кумиром фотографа: отец Надара издал первый роман и пьесу писателя, и портрет Дюма висел в комнате юноши. Надар первым придумал использовать фотографию, чтобы прославить натурщика. Фотограф и писатель одно время собирались поработать вместе над театральным представлением, однако планы остались планами.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Александра Дюма, 1855
Дюма был подростковым кумиром фотографа: отец Надара издал первый роман и пьесу писателя, и портрет Дюма висел в комнате юноши. Надар первым придумал использовать фотографию, чтобы прославить натурщика. Фотограф и писатель одно время собирались поработать вместе над театральным представлением, однако планы остались планами.
![Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в замужестве — Дюдеван, была близким другом Надара и позволяла фотографировать себя — без напускного кокетства, но с воплощенным достоинством; за 1860-е Надар фотографировал Жорж Санд не раз. По снимку видно, что писательница, позируя, не могла усидеть спокойно.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Жорж Санд, 1861—1869
Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в замужестве — Дюдеван, была близким другом Надара и позволяла фотографировать себя — без напускного кокетства, но с воплощенным достоинством; за 1860-е Надар фотографировал Жорж Санд не раз. По снимку видно, что писательница, позируя, не могла усидеть спокойно.
![Надар запечатлел испанского посла во Франции: Франсиско Серрано занимал этот пост лишь год. В 1868—1869 и 1874 годах он будет премьер-министром, а в 1869—1871-м — регентом Испании.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет маршала Франсиско Серрано, 1857
Надар запечатлел испанского посла во Франции: Франсиско Серрано занимал этот пост лишь год. В 1868—1869 и 1874 годах он будет премьер-министром, а в 1869—1871-м — регентом Испании.
![Работа Надара — очевидно, одно из самых первых изображений величайшей французской актрисы: в момент съемок ей было около двадцати. В тот период фотографа интересовало лишь воздухоплавание, и фотографию он обычно перепоручал помощникам, однако Бернар смогла уговорить его вернуться в студию.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Сары Бернар, 1864
Работа Надара — очевидно, одно из самых первых изображений величайшей французской актрисы: в момент съемок ей было около двадцати. В тот период фотографа интересовало лишь воздухоплавание, и фотографию он обычно перепоручал помощникам, однако Бернар смогла уговорить его вернуться в студию.
![Подобные фотопортреты с 1860-х годов начали продавать поклонникам театральных актеров. Бернар одной из первых стала использовать современные технологии, чтобы множить свой образ: помимо фотографии, она, например, записывала монологи из пьес дома у Томаса Эдисона и первой из театральных прим снялась в кино, став таким образом первой звездой в современном понимании слова.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Сара Бернар в роли расиновской Федры, 1874
Подобные фотопортреты с 1860-х годов начали продавать поклонникам театральных актеров. Бернар одной из первых стала использовать современные технологии, чтобы множить свой образ: помимо фотографии, она, например, записывала монологи из пьес дома у Томаса Эдисона и первой из театральных прим снялась в кино, став таким образом первой звездой в современном понимании слова.
![Надар не был религиозен, и отчего он сделал портрет основательницы монашеского ордена, точно неизвестно.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет матушки Мари Жаме, 1860
Надар не был религиозен, и отчего он сделал портрет основательницы монашеского ордена, точно неизвестно.
![Бертелье был певцом, комедиантом и своеобразной «поп-звездой» XIX века. Надару удалось и на фотографии заставить комика выглядеть смешным.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет комика Жана-Франсуа Бертелье, 1855—1859
Бертелье был певцом, комедиантом и своеобразной «поп-звездой» XIX века. Надару удалось и на фотографии заставить комика выглядеть смешным.
![Надара пустили сделать последний снимок великого Гюго — уже почившего. Писатель при жизни интересовался фотографией, и даже собирался проиллюстрировать сборник своих стихов фотонегативами.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Виктора Гюго на смертном одре, 1885
Надара пустили сделать последний снимок великого Гюго — уже почившего. Писатель при жизни интересовался фотографией, и даже собирался проиллюстрировать сборник своих стихов фотонегативами.
![Надару удалось передать вибрирующую энергию скульптора в его позе; запечатлеть не столько внешность, сколько сущность Прео.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Антуана Огюстена Прео, 1855
Надару удалось передать вибрирующую энергию скульптора в его позе; запечатлеть не столько внешность, сколько сущность Прео.
![Надар очень ценил Адольфа Кремье: политические взгляды этого юриста и государственного деятеля, масона и защитника прав евреев часто совпадали с его собственными. О жене политика известно куда меньше, чем о нем самом — например, никто не знает, как ее звали.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет мадам Кремье, 1856
Надар очень ценил Адольфа Кремье: политические взгляды этого юриста и государственного деятеля, масона и защитника прав евреев часто совпадали с его собственными. О жене политика известно куда меньше, чем о нем самом — например, никто не знает, как ее звали.
![Надар любил художников барбизонской школы за их внимание к природе, а их лидера Теодора Руссо — больше всех. Художник прямо смотрит в камеру, что нечасто бывает на снимках Надара; только лишь расстегнутая пуговица намекает на то, что, возможно, Руссо не всегда был столь собран.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Теодора Руссо, 1855—1859
Надар любил художников барбизонской школы за их внимание к природе, а их лидера Теодора Руссо — больше всех. Художник прямо смотрит в камеру, что нечасто бывает на снимках Надара; только лишь расстегнутая пуговица намекает на то, что, возможно, Руссо не всегда был столь собран.
![Вопреки обычной практике Надара, мадам Лабиш — супруга драматурга Эжена Марена Лабиша — здесь ярко освещена; ее прическа, однако, скорее в стиле 1840-х, чем последующего десятилетия.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет мадам Лабиш, 1855—1859
Вопреки обычной практике Надара, мадам Лабиш — супруга драматурга Эжена Марена Лабиша — здесь ярко освещена; ее прическа, однако, скорее в стиле 1840-х, чем последующего десятилетия.
![Прославленный иллюстратор Рабле и Библии был близким другом Надара; фотограф неоднократно снимал его, в том числе и на смертном одре. Здесь Доре изображен новой знаменитостью, только взошедшей на небосклон.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Портрет Гюстава Доре, 1859
Прославленный иллюстратор Рабле и Библии был близким другом Надара; фотограф неоднократно снимал его, в том числе и на смертном одре. Здесь Доре изображен новой знаменитостью, только взошедшей на небосклон.
![Надар снял множество автопортретов, экспериментируя с позами и жестами. Бодлер назвал фотографа самым поразительным примером жизненной силы; на этом изображении Надар явно хотел выглядеть глубоким художником-романтиком. Снимок был сделан в середине его карьеры, когда Надар уже был прославленным автором, фотографом и рисовальщиком, а потому мог свободно диктовать, каким его должны видеть другие.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Автопортрет, 1854—1855
Надар снял множество автопортретов, экспериментируя с позами и жестами. Бодлер назвал фотографа самым поразительным примером жизненной силы; на этом изображении Надар явно хотел выглядеть глубоким художником-романтиком. Снимок был сделан в середине его карьеры, когда Надар уже был прославленным автором, фотографом и рисовальщиком, а потому мог свободно диктовать, каким его должны видеть другие.