Впервые словосочетание «ярмарка тщеславия» было упомянуто в «Путешествии Пилигрима», баптистской аллегории XVII века. «Vanity fair» в нем означала ярмарку как «место для хвастовства и пустых развлечений». Однако по-настоящему это выражение закрепил в мировой культуре Уильям Теккерей — романом о страстном желании мещанки попасть в английское высшее общество (1847-1848 годы).
В конце XIX — начале XX века было предпринято несколько попыток выпускать периодические издания под названием Vanity Fair. В 1913 году американский издатель Конде Монтроз Наст, купивший четырьмя годами ранее Vogue и уже превративший его в успешное издание, выпустил журнал о моде и высшем обществе — Dress and Vanity Fair. Уже в 1914 году журнал обрел свое современное название.
Во время Первой мировой войны и в 1920-е годы Vanity Fair стал законодателем мод — но вовсе не в одежде. Под руководством легендарного главного редактора Фрэнка Крауниншилда журнал публиковал репродукции произведений современного искусства — от Пабло Пикассо до Константина Бранкузи — и печатал эссе видных американских и британских авторов эпохи: Гертруды Стайн, Томаса Элиота, Дороти Паркер, Олдоса Хаксли и Дэвида Герберта Лоуренса. Как и по многим символам «ревущих двадцатых», в 1930-е по Vanity Fair ударила рецессия. В 1936 году издательский дом Conde Nast приостановил выпуск журнала, сочтя его к тому же слишком легкомысленным для надвигающихся непростых времен.
«Воскресили» Vanity Fair только полвека спустя — в 1983 году. В 1984-м журнал возглавила Тина Браун, которую специально пригласили для этого из Великобритании и которая потом превратилась в одного из самых известных главных редакторов США, руководителя таких журналов, как The New Yorker, The Daily Beast и The Newsweek. Именно Браун позвала в Vanity Fair известных фотографов — Энни Лейбовиц, Хельмута Ньютона и Гарри Бенсона.
В 1992 году в Vanity Fair пришел его нынешний главный редактор Грейдон Картер, до этого работавший в Time, Life и New York Observer (именно он, кстати, послужил прототипом для одного из персонажей автобиографического романа редактора Vanity Fair Тоби Янга под названием «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»). При Картере Vanity Fair стал публиковать серьезные журналистские материалы. На основе вышедшей в 1996 году статьи о табачной индустрии «Человек, который знал слишком много» был снят фильм «Свой человек» с Аль Пачино и Расселом Кроу. А в 2005 году Vanity Fair раскрыл державшееся 30 лет в тайне настоящее имя человека, известного под псевдонимом Глубокая глотка (Марк Фелт), — информатора газеты The Washington Post из ФБР, во многом обеспечившего Уотергейтский скандал.
При всем этом Vanity Fair не перестал быть «звездным» журналом — напротив, он утвердился в звании главного издания в селебрити-мире. Именно Vanity Fair публикует ежегодные рейтинги представителей «Новой элиты» и «голливудские номера». Выход «голливудского номера» сопровождается вечером Vanity Fair, также известным как афтепати «Оскара» и главная вечеринка года в США.
![Балерина Анна Павлова на одной из первых обложек журнала, тогда еще носившего название Dress and Vanity Fair.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1913 год
Балерина Анна Павлова на одной из первых обложек журнала, тогда еще носившего название Dress and Vanity Fair.
![Пьеро, Арлекин и Коломбина — персонажи итальянской комедии дель арте — нередко появлялись на обложках Vanity Fair, невольно напоминая об эстетике современного им русского художественного объединения «Мир искусства».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1914 год
Пьеро, Арлекин и Коломбина — персонажи итальянской комедии дель арте — нередко появлялись на обложках Vanity Fair, невольно напоминая об эстетике современного им русского художественного объединения «Мир искусства».
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1915 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1916 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1917 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1919 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1920 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1921 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1924 год
![Среди многих известных иллюстраторов эпохи, с которыми работал Vanity Fair, был и испанский художник-авангардист Эдуардо Гарсия Бенито. Бенито переделал стиль всех журналов Conde Nast, в том числе и Vogue, а когда ему предложили стать арт-директором издательского дома, отказался и вернулся в Испанию разводить овец.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1930 год
Среди многих известных иллюстраторов эпохи, с которыми работал Vanity Fair, был и испанский художник-авангардист Эдуардо Гарсия Бенито. Бенито переделал стиль всех журналов Conde Nast, в том числе и Vogue, а когда ему предложили стать арт-директором издательского дома, отказался и вернулся в Испанию разводить овец.
![Аллегория на «тучные» 1920-е годы и скудные 1930-е.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1933 год
Аллегория на «тучные» 1920-е годы и скудные 1930-е.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1935 год
![На обложках журнала печатали не только шляпки, пляски и маскарады — со временем все больше внимания стало уделяться политике, например, нарастающему напряжению между рабочим классом и капиталистами.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1935 год
На обложках журнала печатали не только шляпки, пляски и маскарады — со временем все больше внимания стало уделяться политике, например, нарастающему напряжению между рабочим классом и капиталистами.
![Один из первых номеров «обновленного» Vanity Fair.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1983 год
Один из первых номеров «обновленного» Vanity Fair.
![Обложки Vanity Fair становятся из рисованных фотографическими — и портретными.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Актриса Ракель Уэлч, 1984 год
Обложки Vanity Fair становятся из рисованных фотографическими — и портретными.
![Статья о принцессе под заголовком «Мышь, которая зарычала» — авторства Тины Браун.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Принцесса Диана, 1985 год
Статья о принцессе под заголовком «Мышь, которая зарычала» — авторства Тины Браун.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Дэвид Боуи, 1986 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Джейн Фонда, 1988 год
![Самая известная, пожалуй, обложка Vanity Fair — беременная Деми Мур авторства Энни Лейбовиц.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Деми Мур, 1991 год
Самая известная, пожалуй, обложка Vanity Fair — беременная Деми Мур авторства Энни Лейбовиц.
![«Элизабет Тейлор и ее СПИД-одиссея»: номер о благотворительных проектах голливудской актрисы.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
1992 год
«Элизабет Тейлор и ее СПИД-одиссея»: номер о благотворительных проектах голливудской актрисы.
![Первый номер про Голливуд был посвящен столетней годовщине кинематографа. Для него Лейбовиц сняла главных кинодив тех лет: Дженнифер Джейсон Ли, Уму Турман, Николь Кидман, Патрисию Аркетт, Линду Фиорентино, Гвинет Пэлтроу, Сару Джессику Паркер, Джулианну Мур, Анджелу Бассетт и Сандру Буллок.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Первый специальный выпуск про Голливуд, 1995 год
Первый номер про Голливуд был посвящен столетней годовщине кинематографа. Для него Лейбовиц сняла главных кинодив тех лет: Дженнифер Джейсон Ли, Уму Турман, Николь Кидман, Патрисию Аркетт, Линду Фиорентино, Гвинет Пэлтроу, Сару Джессику Паркер, Джулианну Мур, Анджелу Бассетт и Сандру Буллок.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Ума Турман, 1996 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Арнольд Шварценеггер, 1997 год
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Специальный выпуск про Голливуд, 2003 год: Том Хэнкс, Том Круз, Харрисон Форд, Джек Николсон, Брэд Питт, Эдвард Нортон, Джуд Лоу, Сэмюэл Л. Джексон, Дон Чидл, Хью Грант, Деннис Куэйд, Юэн Макгрегор и Мэтт Деймон
![Самый популярный номер в истории Vanity Fair — в нем вышло первое интервью Дженнифер Энистон после развода с Брэдом Питтом.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Дженнифер Энистон, 2005 год
Самый популярный номер в истории Vanity Fair — в нем вышло первое интервью Дженнифер Энистон после развода с Брэдом Питтом.
![Режиссер и дизайнер Том Форд был приглашен как арт-директор очередного «голливудского номера», а на обложке его оказался по чистой случайности. Энни Лейбовиц, фотографировавшая обнаженных актрис, предложила Форду сделать с Йоханссон и Найтли снимок на память — и кадр оказался слишком удачным. Этот номер пришлось упаковывать в непрозрачную пленку перед тем, как выставить на прилавки.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Том Форд, Кира Найтли и Скарлетт Йоханссон, 2006 год
Режиссер и дизайнер Том Форд был приглашен как арт-директор очередного «голливудского номера», а на обложке его оказался по чистой случайности. Энни Лейбовиц, фотографировавшая обнаженных актрис, предложила Форду сделать с Йоханссон и Найтли снимок на память — и кадр оказался слишком удачным. Этот номер пришлось упаковывать в непрозрачную пленку перед тем, как выставить на прилавки.
![Номер, посвященный гибели сразу двух поп-икон — Майкла Джексона и Фарры Фосетт, секс-символа 1970-х.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Майкл Джексон, 2009 год
Номер, посвященный гибели сразу двух поп-икон — Майкла Джексона и Фарры Фосетт, секс-символа 1970-х.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Анджелина Джоли, 2008 год
![Наверное, самый юный герой обложек Vanity Fair — 17-летний Джастин Бибер.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
2011 год
Наверное, самый юный герой обложек Vanity Fair — 17-летний Джастин Бибер.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Дэниел Крейг, Джордж Клуни и Мэтт Деймон, 2011 год
![В юбилейном номере, посвященном столетию Vanity Fair, актриса Кейт Аптон предстала в образе Мэрилин Монро.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
2013 год
В юбилейном номере, посвященном столетию Vanity Fair, актриса Кейт Аптон предстала в образе Мэрилин Монро.