Министерство обороны США смягчило ограничения на внешний вид военнослужащих. Теперь представителям религиозных меньшинств разрешено одеваться и украшать себя так, как от них того требуют верования. Среди прочих в эту категорию попадают и сикхи — представители этнорелигиозной общности родом из Индии, самыми узнаваемыми чертами которых считаются тюрбаны и бороды.
Религиозные предписания, в том числе касающиеся внешнего вида, являются одной из главнейших составляющих жизни сикхов. Приверженность этим предписаниям сыграла с ними злую шутку: после терактов 11 сентября многие сикхи попали под горячую руку разъяренным американцам, которые принимали выходцев из Индии за мусульман.
С исламом сикхов связывает лишь общая история. Возникнув в мусульманском султанате в XVII веке, сикхизм был вынужден адаптироваться к враждебному окружению. В результате приверженцы вполне миролюбивой религии приобрели славу яростных воинов, способных дать отпор кому угодно. Столкновения между сикхами, которые добились, чтобы их земли были выделены в отдельный штат, и индийскими властями прекратились сравнительно недавно, в середине 1980-х годов.
Кто такие сикхи, что представляет собой их религия и какими правилами они руководствуются в жизни — в фотогалерее «Ленты.ру».
Сикхи ассоциируются прежде всего с Индией. Именно там проживает большинство последователей этой религии, которых в мире насчитывается до 30 миллионов человек.
Само слово «сикх» происходит из языка панджаби, носители которого издавна проживают на территории нынешних Индии и Пакистана. Означает оно «ученик».
Местом возникновения сикхизма считается Пенджаб — исторический регион, ныне разделенный между Индией и Пакистаном. В период формирования сикхизма, в XVI-XVII веках, он входил в состав Делийского султаната под управлением пуштунской династии Лоди, на смену которому пришла Империя Великих Моголов.
Основателем сикхизма считается Гуру Нанак, происходивший из индуистской семьи. Согласно легендам, когда Нанак был еще ребенком, его почитали как святого и индуисты, и мусульмане. Будущий гуру с легкостью вел религиозные и философские диспуты, а вокруг него периодически происходили чудеса.
Легенды гласят, что однажды, уже будучи взрослым, Нанак пропал во время омовения. Через три дня, когда все думали, что он утонул, Нанак вернулся в свое селение и провозгласил, что отринул индуизм и ислам и выбрал свой собственный путь к богу.
Следующие 30 лет Нанак, получивший статус гуру (духовного наставника), путешествовал по Азии. Попутно он проповедовал свои идеи, которые оттачивал в долгих беседах с мудрецами.
Умер Нанак в 1539 году в возрасте 70 лет, провозгласив одного из своих последователей новым гуру.
Всего у Нанака было девять последователей, каждый из которых носил звание гуру. Их учения были собраны в единый свод «Гуру Грантх Сахиб», ставший для сикхов священным. Примечательно, что с начала XVIII века эта книга считается последним, одиннадцатым гуру и почитается так, как если бы она была живым человеком.
В основе сикхизма лежит представление о едином боге, который одновременно присутствует во всем сущем и перед которым равны все люди. Целью своей жизни сикхи считают единение с богом, его можно достичь после серии перерождений, если следовать ряду принципов.
Первый принцип состоит в том, что о боге нужно всегда помнить. Сикхи регулярно читают молитвы, каждая из которых подходит для определенного часа, и проводят время в медитациях, посвященных размышлениям о создателе. Впрочем, учения гуру гласят, что праведность достигается не столько соблюдением ритуалов, сколько реальными делами.
Согласно второму принципу, каждый сикх должен вести честную жизнь, зарабатывая собственным трудом. Нищенствование и попрошайничество в число сикхских добродетелей не входят.
Третий принцип гласит, что каждый человек должен помогать больным и нуждающимся, а также делиться всем, что имеет. Среди сикхов считается нормой подряжаться на общественные работы и заниматься благотворительностью.
Пороками у сикхов считаются похоть, жадность, привязанность ко всему мирскому, гнев и гордость.
Философия сикхизма, какой бы миролюбивой она ни казалась, никогда не мешала ее последователям прибегать к насилию.
Взять в руки оружие они были вынуждены в XVII веке, когда формирование учения еще не было завершено. Отбиваться пришлось от мусульман, поскольку те сочли сикхизм опасным.
Успехи сикхов в военном деле оказались столь велики, что в том же XVII веке они смогли создать целую империю, которая пала лишь два века спустя под натиском британцев.
Превратив Индию в колонию, британцы с удовольствием набирали сикхов в свои войска. Способность постоять за себя и умение обращаться с оружием делало их подразделения весьма эффективными боевыми единицами.
В 1966 году, уже в независимой Индии, сикхи добились того, чтобы занимаемые ими территории выделили в отдельный штат Пенджаб. Их требование основывалось на языковом и культурном различии с остальным населением: сикхи говорят на языке панджаби, а проживающие по соседству индусы — на хинди.
Выделение для сикхов отдельного штата лишь отчасти разрядило напряженность, которая достигла апогея в 1984 году. Тогда в результате операции против сикхских сепаратистов погибли до нескольких тысяч человек.
В отместку сикхские телохранители убили премьера Индиру Ганди, что спровоцировало погромы по всей стране. С тех пор отношения между сикхами и индусами нормализовались, однако отголоски конфликта чувствуются до сих пор.
Воинственность и готовность сикхов отстаивать свои убеждения отчасти проявляются во внешнем виде мужчин. Одним из традиционных предметов, который сикхи должны всегда носить с собой, является церемониальный нож кирпан.
Один из пяти атрибутов сикхизма (так называемые «пять К»), кирпан символизирует духовность его владельца, готовность встать на защиту слабых, отстаивать благодетель и бороться с несправедливостью. Кинжал носят в ножнах поверх одежды или под ней.
Вторым атрибутом сикхов является кеш — длинные волосы, которые запрещено стричь как мужчинам, так и женщинам. Таким образом сикхи демонстрируют свое преклонение перед богом и готовность сохранить неизменной внешность, дарованную им при рождении.
Поверх волос сикхи, как правило, носят тюрбан (подростки вместо него используют специальный платок). Прежде чем надеть его, волосы заворачивают в большой пук, который закрепляется еще одним священным предметом — кангхой, деревянным гребнем. Этим же гребнем сикхи дважды в день расчесывают свои волосы.
Четвертый атрибут — это стальной браслет, кара. Он символизирует связь его владельца с гуру, его стремление к скромности, а также бесконечность бога.
Последний, пятый атрибут сикхизма — качера — представляет собой подобие белых широких трусов-боксеров. По одной из версий, в прежние времена такие штаны облегчали движения во время боя. Ныне их носят в качестве нижнего белья. Изначально же качера служила символом целомудрия: считалось, что такие штаны стирают внешние различия между мужчинами и женщинами.
Принадлежность к сикхизму накладывает на его последователей и другие ограничения. Помимо упоминавшегося запрета стричь волосы (в том числе усы и бороду), речь идет о порицании курения, употребления спиртного и любых других веществ, вызывающих интоксикацию. Кроме того, под запретом у сикхов находится супружеская измена.
Еще одно ограничение, наложенное на сикхов, касается еды: им запрещено есть халяльное или кошерное мясо. Согласно сикхской идеологии, убивая животное, человек должен максимально облегчить его страдания. Традиции халяля и кашрута, по их мнению, этому критерию не соответствуют, так как при подобном ритуальном забое животное умирает не сразу. В остальном никаких строгих кулинарных ограничений в сикхизме не предусмотрено.
Все перечисленные правила, в том числе касающиеся внешнего вида и одежды, должны соблюдать только те, кто прошел церемонию инициации — аналог крещения в христианстве.
Впрочем, под влиянием глобализации все больше сикхов следуют религиозным традициям лишь отчасти. В особенности это касается тех из них, кто живет на Западе.