В 1920-х ─ 1930-х годах в только зародившемся советском государстве обрел популярность архитектурный стиль, отличительными чертами которого стали функциональность и рациональность. При строительстве конструктивисты опирались на научные принципы и идеологию коллективизма, что нашло отражение во внешнем облике и внутренних планировках зданий. Активнейе всего передовой опыт по созданию жилых коммун, административных зданий и дворцов культуры внедрялся в Москве. Век конструктивизма оказался недолог ─ на смену ему пришла далекая от практичности монументальная сталинская архитектура ─ однако это направление успело оставить свой след на столичных улицах.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Дом в стиле позднего конструктивизма возведен архитектором Алексеем Щусевым в соавторстве с Д.Д. Булгаковым, Г.К. Яковлевым и И.А. Французом, также работавшим с Щусевым над проектом мавзолея Ленина. Фактически четыре корпуса Наркомата земледелия формируют целый квартал с просторным внутренним двором. Здание было одним из немногих в столице, оборудованных лифтами непрерывного действия, так называемыми патерностерами. Сейчас в здании, являющемся объектом культурного наследия, располагается Министерство сельского хозяйства РФ.
Фото: Александр Уткин / РИА Новости
Клуб рабочих, спроектированный Ильей Голосовым в 1925 году, назван в честь участника декабрьского восстания 1905 года, работавшего слесарем в расположенном по соседству трамвайном парке. Благодаря асимметричности форм, здание считается одним из наиболее ярких памятников конструктивизма. В настоящее время на базе ДК работает культурно-просветительский центр.
Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»
Авторами проекта жилой коммуны для 50 семей работников министерства выступили один из идеологов конструктивизма Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис. В доме, призванном продемонстрировать преимущества общественного уклада жизни перед традиционным семейным, представлены квартиры нескольких типов. Рядом с жилым корпусом находятся служебный и коммунальный центры. В конце 2015 года должна начаться долгожданная реконструкция аварийного памятника, в результате которой он превратится в современный ЖК. В разработке проекта участвует внук Гинзбурга.
Фото: С. Бабушкин / «Узнай Москву»
Другая признанная объектом культурного наследия экспериментальная коммуна построена по проекту группы соратников Гинзбурга во главе с Минилисом и Михаилом Барщем. Она также относится к так называемому переходному типу, когда бытовые помещения были отделены от личного пространства, но в квартирах все же была небольшая кухня, туалет и душевая. Первыми жильцами трехсекционного дома являлись сами архитекторы.
Восьмиэтажный кирпичный дом на 63 квартиры по проекту архитектора Шатнева состоит из двух разноэтажных корпусов. Угловая часть, выходящая на площадь у Курского вокзала, декорирована остекленными лоджиями и балконами на верхних этажах. В здании находится выход с радиальной станции метро «Курская».
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Клуб для работников Союза коммунальников построен в районе Сокольники архитектором Константином Мельниковым. ДК имеет необычную форму из-за выдающихся амфитеатров и отличается новаторскими конструктивными решениями, в частности, передвижными стенами. С 1996 года здание находится в аренде у театра Романа Виктюка, который должен был отремонтировать его. Средств на восстановление аварийного памятника долгое время не хватало, и в итоге к проекту пришлось подключиться столичной мэрии. В текущем году театр должен вновь заработать.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Первоначально дом планировалось сделать 14-этажным, но проект Григория Бархина все же решили ограничить шестью этажами. Сейчас здание принадлежит структурам управделами президента и не имеет к газете никакого отношения. В конце 2012 года УДП начало силой выселять арендаторов здания, объясняя это давно запланированной реконструкцией. Скандал удалось урегулировать через суд. По окончании работ площадь здания существенно увеличится, и оно превратится в современный административно-гостиничный комплекс с многоуровневой парковкой.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Один из известнейших домов столицы возведен Борисом Иофаном. Двенадцатиэтажный жилой комплекс рассчитан на 505 квартир. Здание предназначалось главным образом для партийных руководителей, позднее квартиры там предоставляли деятелям культуры, ученым и военнослужащим. Многие из жильцов «Дома правительства» были расстреляны во времена Большого террора.
Фото: Акутагава / Wikipedia
Офисное здание построено по проекту французского архитектора Ле Корбюзье, тесно сотрудничавшего с советскими конструктивистами. В нем четко прослеживаются пять основных принципов, сформулированных зодчим: использование опор-столбов вместо стен, произвольная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. В настоящее время нуждающееся в реконструкции здание занимает Росстат.
Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»
Авторами постройки являются Б.М. Великовский и В.Н. Владимиров. Изначальный проект предусматривал возведение 14-этажной башни, однако, как и в случае со зданием «Известий», задумку реализовывать не стали. Семиэтажное здание состоит из шести симметрично расположенных корпусов, в которых архитекторы за счет строгих геометрических форм максимально рационально распределили площади.
Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / ИТАР-ТАСС
А вот из проекта здания на площади Красных ворот башенную пристройку вычеркивать не стали, установив на ней часы. Дом представляет собой перестроенный комплекс бывших придворных складов, которые архитектор Иван Фомин объединил с соседними постройками.
Фото: Андрей Крюченко / Wikipedia
Строительство здания, известного как первый советский небоскреб, началось еще в царской России. Семиэтажный доходный дом возводился второпях и вскоре обрушился. После нескольких перестроек дому придал окончательный облик архитектор Николай Струков, и в него заехал пищевой трест. Здание славилось художественным панно и слоганом «Нигде кроме, как в Моссельпроме» за авторством Маяковского. В 1930-е годы, когда здание стало жилым, вывеску ликвидировали. Сейчас в здании находится факультет ГИТИСа и мастерская Ильи Глазунова.
Фото: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС
Спроектирован братьями Леонидом и Александром Весниными. При строительстве авторы неотступно следовали озвученным выше «Пяти отправным точкам архитектуры» Ле Корбюзье, но полностью реализовать проект не удалось. Кроме того, за свою историю здание пережило несколько реконструкций, утратив часть оригинальных деталей. До сих пор функционирует как культурный центр.
Фото: страница Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в Facebook
Во второй половине 1930-х годов конструктивизм утратил популярность, но элементы стиля можно найти и в гораздо более поздних зданиях. В их число входит четырнадцатиэтажный панельный жилой дом, известный как «титаник», «корабль», «дом атомщиков» или «лежачий небоскреб». Здание длиной более 400 метров построено из особо прочных материалов по проекту архитекторов Бабада, Воскресенского, Смирновой и Барамидзе.