В понедельник, 14 апреля в столичной галерее «Экспо-88» открывается персональная выставка бывшего руководителя департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой. В экспозиции под общим названием «Цветы в неволе» представлено 20 картин, написанных главной обвиняемой по уголовному делу «Оборонсервиса» во время пребывания под домашним арестом. «Лента.ру» попросила прокомментировать работы экс-чиновницы арт-критика Арсения Штейнера и психиатра, кандидата медицинских наук Петра Каменченко, а также сопроводила картины стихами самой Евгении Васильевой, поэтический сборник которой выходит в свет спустя неделю после открытия выставки.
Арт-критик: Для множества художников профессиональный успех недостижим или просто не нужен. Среди них есть увлеченные самоучки, есть люди с профильным образованием, но все они обделены талантом художника, который не заменишь ни вкусом, ни набитой рукой.
Психиатр: Очевидно, что автор этих работ, во-первых, акцентуированная личность, а, во-вторых, во время работы над картинами переживал значительные аффективные (эмоциональные) расстройства. Причем эти расстройства вызваны не столько внешними событиями, сколько эндогенными (внутренними) фазами. Картины же являются лишь визуализацией внутренних проблем автора.
Арт-критик: Такого рода живопись часто выступает в роли арт-терапии или тихого хобби и бывает интересна только тогда, когда автор добился успехов в своем основном занятии. Но в данном случае мы имеем пример, скорее, не арт-терапии, а арт-спекуляции. Это хороший PR-ход: о Васильевой вновь все пишут, на открытии выставки наверняка будет много камер.
Психиатр: Скорее всего, художник страдает одним из вариантов циклотимии (но вряд ли доходящим уровня МДП). Анализируя работы возможно даже проследить динамику изменения аффекта: в данном случае от субдепрессии к гипомании.
Арт-критик: Нельзя сказать, что картины откровенно плохи. Автор вполне удачно имитирует импрессионизм.
Психиатр: Среди депрессивных расстройств преобладает тревога (но не апатия и даже не тоска). С большой вероятностью можно предположить наличие в это время суицидальных мыслей, намерений и, возможно, даже действий. С другой стороны я бы не стал опасаться завершенного суицида, так как в структуре личности отчетливо выражен истероидный (демонстративный) радикал, а значит возможны суицидальный шантаж и демонстрация, но не реальное желание покончить с жизнью.
Арт-критик: Композиция демонстрирует некоторое знакомство с источниками, что для 35-летнего человека, в общем-то, не удивительно. Для любителя, который впервые взял в руки тюбик с маслом, это большой успех, на уровне 3-4 класса художественной школы.
Психиатр: Судя по работам, скорее всего, мы имеем дело с истероидно акцентуированной личностью. К тому же декомпенсированной.
Арт-критик: В пользу Васильевой говорит то, что она взяла за образец для своих первых опытов классический импрессионизм, густо присоленный МОСХом.
Психиатр: Как ни странно, но при этом еще и инфантильной.
Арт-критик: Автор не эксплуатирует тему своей непростой судьбы или несовершенства судебной системы РФ, на чем строит карьеру ряд более популярных, но не более талантливых художниц.
Психиатр: Степень проявления личностных особенностей зависит от аффективной фазы (подъема и спада). В зависимости от фазы меняется темп мышления (количество ассоциаций в единицу времени), моторика и эмоциональный фон (настроение). А также сон, аппетит, самооценка, оценка прошлого и будущего, поведение и т.д.
Арт-критик: «Экспо-88» — опытная, уважаемая галерея, и у нее, наверняка, есть свои резоны проводить выставку непрофессиональной живописи. Но зачем выдавать симпатичную мазню за изобразительное искусство?
Психиатр: В основе поведения — эгоцентризм. Возможны демонстративные суициды и истеро-ипохондрия (выдуманные болезни).