11 мая Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь отметил бы свой 110-й день рождения. Нет сомнений, отметил бы как всегда с размахом. Великий сюрреалист, чудак и мистификатор. Застенчивый по натуре, потому такой эксцентричный. «Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я», — говорил он.
«Лента.ру» собрала 10 странных и интересных фактов о художнике и его знаменитых выходках.
Дали был манипулятором с детства: в 8 лет писался в постель, чтобы заставить родителей купить ему велосипед. Сработало.
Боялся кузнечиков. Одноклассники знали об этом и без конца подсовывали насекомых ему за шиворот. Тогда Дали пришлось выдумать, что он боится бумажных самолетиков, чтобы переключить внимание детей на эту мнимую фобию и отвлечь от настоящей. Позже у Дали появилось много других фобий: он боялся сесть за руль, боялся открыть дверь, боялся людей. Все страхи улетучились с появлением Галы.
Музу, жену и единственную любовь Дали — Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову) — отбил у поэта Поля Элюара. Впрочем, она параллельно встречалась с ними обоими и еще с некоторыми поэтами и художниками, что считалось вполне естественным в Париже в 30-е годы.
Поссорившись с отцом после смерти матери, Сальвадор отправил ему в конверте свою сперму и сопроводил послание запиской «Это всё, что я тебе должен».
В своей книге «Дневник одного гения» Сальвадор Дали признается в страсти к Гитлеру: «У меня возникла мания на почве Гитлера, который мне всегда представлялся женщиной. Многие картины, что я написал в ту пору, были уничтожены, когда немецкие армии оккупировали Францию. Я был очарован мягкой и пухлой спиной Гитлера, всегда так ладно обтянутой мундиром. Всякий раз, когда я начинал писать кожаную портупею, что от ремня шла к противоположному плечу, мягкость гитлеровской плоти, которую плотно облегал форменный френч, приводила меня в состояние некоего экстаза».
Дали создал дизайн упаковки леденца «Чупа-чупс». Об этом его попросил друг и земляк Энрике Бернат, владелец компании, производящей карамельки. Логотип, придуманный художником в 1969-м и нарисованный всего за час, с незначительными изменениями используется до сих пор.
В 1945-46 годах Дали сотрудничал с Уолтом Диснеем в работе над короткометражным мультфильмом Destino. Тогда он так и не вышел на экраны: мультик посчитали невыгодным и отложили на полку. Однако в 2003-м его все же выпустил племянник Диснея Рой Эдвард Дисней. Мультфильм тут же получил премию «Оскар».
Питомцем Сальвадора Дали был гигантский муравьед. Вместе они прогуливались по Парижу и являлись на светские приемы, отчего муравьеды вмиг стали «модными»: полгорода обзавелись ими, и вид чуть не исчез из природы. А до муравьеда у Дали был оцелот (карликовый леопард) Бабу.
Усам Дали посвящена целая книга «Усы Дали: фотоинтервью», которая вышла в 1954 году, став плодом совместного творчества с фотографом Филиппом Халсманом. Они много экспериментировали не только с усами, но и с обнаженными девушками, водой, котами и багетами.
Дали завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле могли ходить люди. Его забальзамированное тело замуровано в пол театра-музея Дали в Фигеросе.