Ар-нуво, югендштиль, сецессион, либерти — это все о нем. О стиле модерн, непременном спутнике так называемой «прекрасной эпохи», охватившей пару десятков лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий и закончившейся вместе с устоявшимся миропорядком — Первой мировой войной. Мебель в стиле модерн создана словно специально для того, чтобы заставить забыть о своем утилитарном назначении, а интерьеры совершенны, как только может быть мир на пороге гибели.
Фото: www.villaesche.de
«Я стараюсь исключить из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным, и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту». Так говорил Анри Клеманс ван де Вельде.
Фото: www.villaesche.de
Бельгийский архитектор ван де Вельде, в то время советник по делам искусств Великого герцога в Веймаре, построил в 1902-1903 годах виллу для фабриканта Герберта Ойгена Эше.
Фото: www.villaesche.de
Ван де Вельде был сторонником социалистических идей Уильяма Морриса и считал, что искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через нее — и общества в целом. Что ж, если речь о модерне, кто же будет возражать против такого преобразования?
Фото: Thesupermat / Wikipedia
Эктор Гимар считается главным представителем французского ар-нуво. Он сам называл себя архитектором искусства.
Фото: Jean-Pierre Dalbera / Flickr
В 1909-1912 годах на авеню Моцарта в Париже Гимар вместе со своей женой Аделиной Оппенгейм построили отель. Естественно, интерьер — дело рук самого архитектора и дизайнера.
Фото: Jean-Pierre Dalbera / Flickr
Отель был построен на небольшом, узком участке земли, и его наружные несущие стены не были в состоянии поддерживать большой вес. Поэтому Гимар разработал новаторский интерьер специально с учетом минимизации структурных напряжений.
Фото: Richard Bryant / Corbis / All Over Press
Бельгийский архитектор Виктор Орта считается основоположником модерна в архитектуре. Творчество Орта отрицало исторические стили, поэтому неудивительно, что его открытие назвали «новым стилем» — модерном или ар-нуво.
Фото: Richard Bryant / Corbis / All Over Press
Орта стремился к архитектурной независимости и старался избежать использования сложившихся штампов. Сейчас, когда вариации на тему модерна вовсю воспроизводятся в самых разных интерьерах, в это поверить не так и просто.
Фото: Richard Bryant / Corbis / All Over Press
Орта использовал обильный растительный орнамент, первым ввел в модерн гибкую, упругую линию («линию Орта» или «удар бича»). Отказ от симметрии и использование гнутых линий Орта заимствовал у японцев.
Фото: Massimo Listri / Corbis / All Over Press
Уильям Моррис — британский художник, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, поэт и социалист — стоял у истоков концепции синтеза, объединяющей в себе разные виды пространственных искусств.
Фото: Elizabeth A. Whiting / Corbis / All Over Press
Вслед за Джоном Рескиным, Моррис думал, что эстетически продуманная среда обитания человека — радующие глаз здания, искусно сработанная мебель, гобелены, керамика — должна способствовать совершенствованию общества в интересах и производителей, и потребителей.
Фото: Andreas von Einsiedel / Corbis / All Over Press
Фирма «Моррис, Маршал, Фокнер и Ко — Работники искусства» пыталась вернуться к великолепию средних веков и выпускала обои, ткани и витражи ручной работы.
Фото: Andreas von Einsiedel / Corbis / All Over Press
Декоратор и основатель артистического направления «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts) Моррис отнесся к обойной печатной графике как к отдельной дисциплине изобразительного искусства.
Фото: Steve Hawkins / Corbis / All Over Press
Чарльз Ренни Макинтош — самый яркий представитель стиля модерн в британской архитектуре и первое имя в истории шотландского модерна.
Фото: Anthony Coleman / Cobis / All Over Press
Группа «Четверка», в которую входил Макинтош, создала «стиль Глазго» в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и интерьера. Общую идею стиля характеризуют как «манифест в образах».
Фото: Mark Fiennes / Cobis / All Over Press
Макинтош часто проектировал интерьеры шотландских чайных. Эти салоны были его тотальными инсталляциями (total design — термин самого архитектора): он разрабатывал фасады, декорировал стены, придумывал курительные столики, столики для домино, свои знаменитые стулья, плафоны — все, вплоть до униформы официанток. Единым произведением искусства становилось все здание — от фасадов до внутренних деталей интерьера. Честно говоря, подобной «тотальности» сегодня частенько не хватает ценителям пространственной гармонии.