А король-то голый! Зачем раздеваться — 10 обнаженных перформансов современных художников

10 фото

Как известно из творчества «бабушки перформанса» Марины Абрамович, раздеваться можно по разным причинам, но никогда из протеста. Она предпочитает обнажаться из-за любви, правды, поиска сути вещей. А почему раздеваются другие художники? Где и как они это делают? Несколько дней назад в Воронеже российский автор Андрей Кузькин показал очередную часть проекта «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом», во время которого он вверх ногами нагишом зарывается в землю (в данном случае в снег). «Лента.ру» вспомнила еще несколько перформансов, в которых художники вместо холста и красок используют самый доступный материал — свое тело.

Молодой, но уже известный в России автор Андрей Кузькин вдохновился работой своего отца, художника Александра Кузькина, «99 пейзажей с деревом». В рамках проекта обнаженный Кузькин-младший или другие добровольцы закапываются в землю по плечи в разных точках мира. Таким образом, по мнению автора, тело становится похожим на дерево. Воронеж оказался 36-м городом, где Кузькин показал свой перформанс. До этого работу художника увидели жители Кейптауна, Берлина, Киева, Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Красноярска.

Андрей Кузькин, «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом», 2015

Фото: организаторы перформанса

Молодой, но уже известный в России автор Андрей Кузькин вдохновился работой своего отца, художника Александра Кузькина, «99 пейзажей с деревом». В рамках проекта обнаженный Кузькин-младший или другие добровольцы закапываются в землю по плечи в разных точках мира. Таким образом, по мнению автора, тело становится похожим на дерево. Воронеж оказался 36-м городом, где Кузькин показал свой перформанс. До этого работу художника увидели жители Кейптауна, Берлина, Киева, Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Красноярска.

Хорватский художник Томислав Готовац — разносторонний автор. Он делал перформансы, фильмы, коллажи и фотографии, работая на пересечении экспериментального кино, боди-арта и концептуального искусства. В 1980-х он провел ряд провокационных перформансов. Самый известный из них — «Загреб, я люблю тебя!». Готовац ходил по улицам родного города совершенно обнаженным, иногда ложился на дорогу, целуя асфальт, извергая признания в любви Загребу. Художник был арестован, но это представление вошло в историю искусства Хорватии и в историю перформанса. (В данный момент, до 19 апреля 2015 года, документацию проекта можно увидеть на выставке «Грамматика свободы» в музее «Гараж».)

Томислав Готовац, «Загреб, я люблю тебя!», 1981

Фото: Zagrebi! Festival

Хорватский художник Томислав Готовац — разносторонний автор. Он делал перформансы, фильмы, коллажи и фотографии, работая на пересечении экспериментального кино, боди-арта и концептуального искусства. В 1980-х он провел ряд провокационных перформансов. Самый известный из них — «Загреб, я люблю тебя!». Готовац ходил по улицам родного города совершенно обнаженным, иногда ложился на дорогу, целуя асфальт, извергая признания в любви Загребу. Художник был арестован, но это представление вошло в историю искусства Хорватии и в историю перформанса. (В данный момент, до 19 апреля 2015 года, документацию проекта можно увидеть на выставке «Грамматика свободы» в музее «Гараж».)

Художник Кройтор часто подвергает себя испытаниям: несколько часов стоит на трехметровом столбе во дворе музея в разгар зимы, часами мучается на коленях на соли, моет своими волосами пол на открытии выставки, лежит в стеклянном гробу, вмонтированном в пол галереи. Но в 2013 году Кройтор пошла еще дальше: легла в «могилу» посреди леса на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце. Перформанс шел несколько дней по четыре часа. В один из дней был дождь. Зрители не только фотографировались. Кто-то становился на стекло, которым была закрыта художница, испытывая его на прочность, кто-то ложился рядом. Одна девушка даже легла прямо на стекло, закрывая Кройтор и обзор, и кислород. Но то, что перформанс вызвал эмоции у каждого, без сомнений. Обнаженная девушка под стеклом напомнила произведение искусства.

Ольга Кройтор, перформанс без названия, фестиваль «Архстояние», 2013

Фото: Александр Ляхович, перформанс «Без названия», фестиваль «Архстояние 2013. Выход из леса’»

Художник Кройтор часто подвергает себя испытаниям: несколько часов стоит на трехметровом столбе во дворе музея в разгар зимы, часами мучается на коленях на соли, моет своими волосами пол на открытии выставки, лежит в стеклянном гробу, вмонтированном в пол галереи. Но в 2013 году Кройтор пошла еще дальше: легла в «могилу» посреди леса на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце. Перформанс шел несколько дней по четыре часа. В один из дней был дождь. Зрители не только фотографировались. Кто-то становился на стекло, которым была закрыта художница, испытывая его на прочность, кто-то ложился рядом. Одна девушка даже легла прямо на стекло, закрывая Кройтор и обзор, и кислород. Но то, что перформанс вызвал эмоции у каждого, без сомнений. Обнаженная девушка под стеклом напомнила произведение искусства.

Обнаженные волонтеры дерутся подушками во время подготовки к очередной серии фотографий американского художника Спенсера Туника. Недалеко от Брюсселя, у стен замка Гаасбек, собрались около 800 мужчин и женщин. Первую массовую обнаженную фотосессию Туник устроил в начале 1990-х годов в Нью-Йорке, за что его обвинили в нарушении общественной морали. Теперь он, возможно, самый дорогостоящий и уважаемый ныне живущий фотограф в мире.

Спенсер Туник, «Спящие красавцы», 2011

Фото: Thierry Roge / Reuters

Обнаженные волонтеры дерутся подушками во время подготовки к очередной серии фотографий американского художника Спенсера Туника. Недалеко от Брюсселя, у стен замка Гаасбек, собрались около 800 мужчин и женщин. Первую массовую обнаженную фотосессию Туник устроил в начале 1990-х годов в Нью-Йорке, за что его обвинили в нарушении общественной морали. Теперь он, возможно, самый дорогостоящий и уважаемый ныне живущий фотограф в мире.

Самый известный проект главной перформансистки Марины Абрамович «Ритм 0», во время которого она полностью отдала себя в руки аудитории. «Я стояла в центре галереи. Вокруг меня на столе лежали разные предметы и инструменты, при помощи которых можно было как сделать приятно, так и причинить боль», — рассказывает она. Например, мед, роза, нож, веревка, пистолет. «Вначале публика была настроена доброжелательно, заигрывала со мной. Но потом они стали более агрессивными. В итоге это были шесть часов кошмара. Они порезали мою одежду, оставив меня обнаженной, стали резать ножом кожу и пить кровь. Потом кто-то наклеил пластырь на рану. Меня полуголой положили на стол и стали издеваться. И когда объявили об окончании перформанса, я встала и вышла к аудитории: вся в слезах и в крови. И люди разбежались».

Марина Абрамович, «Ритм 0», 1974

Фото: Marina Abramovic

Самый известный проект главной перформансистки Марины Абрамович «Ритм 0», во время которого она полностью отдала себя в руки аудитории. «Я стояла в центре галереи. Вокруг меня на столе лежали разные предметы и инструменты, при помощи которых можно было как сделать приятно, так и причинить боль», — рассказывает она. Например, мед, роза, нож, веревка, пистолет. «Вначале публика была настроена доброжелательно, заигрывала со мной. Но потом они стали более агрессивными. В итоге это были шесть часов кошмара. Они порезали мою одежду, оставив меня обнаженной, стали резать ножом кожу и пить кровь. Потом кто-то наклеил пластырь на рану. Меня полуголой положили на стол и стали издеваться. И когда объявили об окончании перформанса, я встала и вышла к аудитории: вся в слезах и в крови. И люди разбежались».

20 лет назад, 23 ноября 1994 года, Олег Кулик впервые предстал перед публикой в образе бешеного пса. Oбраз человека-собаки был настолько ярок, что фамилию Кулик даже сегодня, через 20 лет после начала «собачьего цикла» и через 16 после его завершения, знают люди, никогда не интересовавшиеся современным искусством.

Александр Бренер, Олег Кулик «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 1994

Фото: архив Олега Кулика

20 лет назад, 23 ноября 1994 года, Олег Кулик впервые предстал перед публикой в образе бешеного пса. Oбраз человека-собаки был настолько ярок, что фамилию Кулик даже сегодня, через 20 лет после начала «собачьего цикла» и через 16 после его завершения, знают люди, никогда не интересовавшиеся современным искусством.

На этой фотографии, которую китайские власти и сочли «порнографией», изображен раздетый художник Ай Вэйвэй в окружении четырех обнаженных женщин. Из-за того что изображение было выложено в интернет, Ай Вэйвэя обвинили в распространении материалов, содержащих элементы порнографического характера. В поддержку китайского художника-диссидента  запущен сайт Ai Wei Fans' Nudity («Обнаженные фанаты Ай Вэйвэя»), где его сторонники выкладывали свои фотографии в обнаженном и полуобнаженном виде. Этот флешмоб захватил весь мир.

Ай Вэйвэй утверждает, что нагота — это не порнография, 2011

Фото: Ai Weiwei / AFP

На этой фотографии, которую китайские власти и сочли «порнографией», изображен раздетый художник Ай Вэйвэй в окружении четырех обнаженных женщин. Из-за того что изображение было выложено в интернет, Ай Вэйвэя обвинили в распространении материалов, содержащих элементы порнографического характера. В поддержку китайского художника-диссидента запущен сайт Ai Wei Fans' Nudity («Обнаженные фанаты Ай Вэйвэя»), где его сторонники выкладывали свои фотографии в обнаженном и полуобнаженном виде. Этот флешмоб захватил весь мир.

Движение активисток Femen действует с 2008 года. Преимущественно это молодые девушки из Киева. Они появляются топлесс на публике, протестуя против разнообразных событий, привлекая внимание зрителей и прессы к себе и к неустраивающему их вопросу. Их лидер и организатор — 30-летняя Анна Гуцол. Из громких выходок Femen: спиливание креста на майдане в поддержку Pussy Riot, встреча патриарха Кирилла в аэропорту с криками «Kill Kirill», сыгранный ими похоронный марш Папе Римскому на колоколах Нотр-Дам де Пари. На этом фото активистка протестует против визита Папы Римского в Совет Европы и Европарламент. Девушка взобралась на амвон Страсбургского собора и начала размахивать европейским флагом.

Femen против папы, 2014

Фото: Vincent Kessler / Reuters

Движение активисток Femen действует с 2008 года. Преимущественно это молодые девушки из Киева. Они появляются топлесс на публике, протестуя против разнообразных событий, привлекая внимание зрителей и прессы к себе и к неустраивающему их вопросу. Их лидер и организатор — 30-летняя Анна Гуцол. Из громких выходок Femen: спиливание креста на майдане в поддержку Pussy Riot, встреча патриарха Кирилла в аэропорту с криками «Kill Kirill», сыгранный ими похоронный марш Папе Римскому на колоколах Нотр-Дам де Пари. На этом фото активистка протестует против визита Папы Римского в Совет Европы и Европарламент. Девушка взобралась на амвон Страсбургского собора и начала размахивать европейским флагом.

Молодая сербская художница Теодора Стаменкович в рамках своего перформанса прошла полностью обнаженной по центру Белграда. Акция, прошедшая с одобрения полиции, была устроена в светлое время суток. Девушка, чье тело практически полностью покрыто красной краской, идет по улице и не спеша снимает с себя всю одежду. Перформанс не сопровождался дополнительными пояснениями.

Теодора Стаменкович, «Разоблачение эротического существа», 2012

Кадр: видео YouTube

Молодая сербская художница Теодора Стаменкович в рамках своего перформанса прошла полностью обнаженной по центру Белграда. Акция, прошедшая с одобрения полиции, была устроена в светлое время суток. Девушка, чье тело практически полностью покрыто красной краской, идет по улице и не спеша снимает с себя всю одежду. Перформанс не сопровождался дополнительными пояснениями.

Август, утро понедельника, напряженные лица спешащих на работу брокеров Уолл стрит. Вдруг то там, то здесь люди в костюмах и галстуках начинают раздеваться, пока не оказываются совсем обнаженными. Через пять минут их забирают в полицию, а в тот же день газеты пестрят заголовками «50 человек разделись на Уолл стрит». На самом деле это художник Зэфри Трауэл, борясь за прозрачность американской финансовой системы, устроил свой перформанс. Через полгода фильм о данном перформансе показали в нью-йоркском MoMA.

Зэфри Трауэл, “Ocularpation: Wall Street”, 2011

Фото: Zefrey Throwell

Август, утро понедельника, напряженные лица спешащих на работу брокеров Уолл стрит. Вдруг то там, то здесь люди в костюмах и галстуках начинают раздеваться, пока не оказываются совсем обнаженными. Через пять минут их забирают в полицию, а в тот же день газеты пестрят заголовками «50 человек разделись на Уолл стрит». На самом деле это художник Зэфри Трауэл, борясь за прозрачность американской финансовой системы, устроил свой перформанс. Через полгода фильм о данном перформансе показали в нью-йоркском MoMA.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше