Русская цирковая школа всегда считалась одной из сильнейших в мире. Советские и российские артистические династии — Дуровы, Запашные, Кио — давно вошли в историю циркового искусства. Однако в последнее время по разным причинам многие отечественные циркачи и целые труппы предпочитают выступать за пределами России. «Лента.ру» публикует фоторепортаж Константина Кологривова, посвященный цирковым артистам из бывшего СССР, живущим и работающим в Китае.
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
Новичков дрессирует медведей уже 40 лет. В Китае работает четвертый год. «В советское время, чтобы выступать за границей, мало было иметь хороший номер, нужно было приложить еще массу дополнительных усилий, — говорит он. — Сейчас в этом плане проще и свободнее: есть хороший номер, значит будешь выступать».
«Любой артист должен постоянно ездить, смотреть, ему нельзя сидеть на одном месте. Дома выступать, конечно, приятнее, но у нас это не более 7-8 спектаклей в месяц, это 12-15 тысяч рублей, на них невозможно прожить. Здесь я выступаю каждый день без выходных, благодаря чему можно и жить нормально, и на пенсию откладывать».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
Он с детства занимался прыжками на батуте, в течение 9 лет был в сборной команде СССР. В цирк пришел в 1990-е годы. В Китае работает пять лет. «Я ставлю номера только с русскими артистами, здесь я развиваю русскую школу. В России моя работа не нужна», — объясняет артист.
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Кроме цирка меня ничего не интересует, я с детства хотела им заниматься», — говорит Анна.
«Меня жизнь заставила – я приехал в Китай ради Ани, раньше шесть лет занимался хоккеем, потом трудился на разных работах в Украине, приехал сюда, дали медведя в руки и давай. Один раз медведь от меня убежал, пришлось ловить, идти на амбразуру», — рассказывает Андрей.
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Я родился на пароме, который шел из Финляндии в СССР, хотя официально мое рождение зарегистрировали в Баку. Я с детства знал, что буду клоуном, хотя пришел в цирк не сразу, сначала пробовал себя музыкантом в театре. Я объездил с выступлениями 96 стран, сперва с «Союзгосцирком», а потом в свободном полете. Я люблю выступать один, особенно в больших аудиториях. Одному поднять стадион — знаешь какой кайф? Китайская публика — они, с одной стороны, как дети. С другой — ошибочно было бы думать, что им нужно что-то попроще. То, что они не понимали два года назад, сейчас уже понимают, быстро учатся».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«В юности я занимался спортивной акробатикой, учился в Волгоградском институте физкультуры, на 4-м курсе уже выступал в цирке. Наша труппа работает в московском «Цирке на проспекте Вернадского», в Чжухае мы с декабря 2013 года. Советский цирк был частью идеологического проекта, сейчас это просто развлечение, которое может приносить деньги, если в него вкладывать».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Китай — первый зарубежный контракт. Первое время было тяжеловато, особенно с едой, сейчас уже привыкли, сами готовим».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Я родился в Таджикистане, в поселке Колхозабад в 20 километрах от афганской границы. Когда мне было лет 12, я посмотрел фильм "Путь на арену" и загорелся, хотя тогда думал, что в цирк попадают только святые. В 1968 году начали создавать таджикский цирковой коллектив в Душанбе, и я пришел на конкурс по объявлению в газете. Из 800 претендентов отобрали человек 40, в том числе меня. Подходит мужик (из цирка) и говорит: "Джигитом хочешь стать?" — "А что это такое?" — "На лошадях". — "Я бы хотел гимнастом". — "Гимнасты не нужны, иди". — "Нет, джигитом тоже хочу". Мне нужно было только попасть в цирк».
«До 1991 года отработал в конном номере в Союзгосцирке в Москве. После этого стал частным руководителем конного номера в Алма-Ате. В Китае уже 9 лет».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«В этом году ровно 35 лет как я в цирке. В детстве я хотел быть актером кино. В 11 лет я уже знал где МХАТ, где ГИТИС, где "Щепка". Я знал, что буду учиться там, только выбирал, где именно. Через два года я случайно услышал, что в нашем ДК открывается цирковая студия. Я пришел. Сначала хотел быть жонглером, а потом попросился в клоуны. Руководитель мне сказал: "А давай". Через 2 недели я уже выступал. Мне было 13 лет».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Ловитор — это гимнаст, который ловит вольтижеров, исполняющих трюки. Вишу вниз головой и ловлю тех, кто летает. Занимаюсь этим уже 7 лет. Никогда не думал, что буду работать в цирке, хотел быть военным. Просто мы с сыном руководителя нашего номера Вилена Головко вместе служили. После демобилизации мы встретились, и он пригласил в цирк посмотреть их репетицию, уговорил тоже попробовать. За 3-4 месяца научили технике», — рассказывает Александр Сильченко.
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Я окончила Московское цирковое училище, работаю в цирке Никулина на Цветном бульваре, в Китае по контракту с ноября 2013 года, потом будет другая страна».
«Русский цирк в упадке, но дело это не безнадежное, его можно и нужно развивать, привлекая режиссеров со стороны, воспитывая нового зрителя, особенно молодежь, нужно экспериментировать, а русский цирк замкнут сам на себя, новые идеи не внедряются».
Фото: Константин Кологривов
Фото: Константин Кологривов
«Китайское цирковое искусство начало открываться для мировых влияний в конце 1980-х годов. Это, безусловно, благотворное явление, ни одно искусство не может существовать в изоляции, нужно учиться и перенимать все самое интересное, что есть в мире».
Фото: Константин Кологривов