28 августа исполняется 90 лет со дня рождения Аркадия Стругацкого. Старший из братьев Стругацких, японист, переводчик. Он первым попробовал себя в литературе и втянул в нее младшего — Бориса. Братья уверяли, что все делают вместе: вдвоем придумывают сюжет, вдвоем оттачивают каждую фразу. Писательский тандем распался только после смерти Аркадия в октябре 1991 года. «Лента.ру» вспомнила самых знаменитых писателей, связанных кровными узами: братьев, сестер, отцов и сыновей.
Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Знаменитый творческий союз АБС сложился не сразу. К середине 50-х старший брат Аркадий был уже опытным литератором. А в 1958 году братья поспорили с женой Аркадия Натановича, что смогут вместе написать книгу. Так появилась совместная проба пера — повесть «Страна багровых туч». С тех пор они работали над книгами вместе. Каждая фраза проговаривалась три-четыре раза, пока не устраивала обоих. Правда, Аркадий жил в Москве, а Борис в Санкт-Петербурге. Поэтому им приходилось ездить друг к другу в гости или уезжать в дома творчества. Борис Натанович рассказывал, что рабочий процесс представлял собой один сплошной спор: «В спорах рождается не только истина, но и любой мало-мальски содержательный текст. Поэтому, в частности, так трудно писать в одиночку: слишком легко самому себя уговорить». Когда Аркадия не стало, Борис взял псевдоним С. Витицкий.
Фото: Andreas Riedmiller / Caro / Global Look
Погодки Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) поначалу собирались стать законниками и поступили в Марбургский университет на юридический факультет. Однако в Марбурге в них проснулся интерес к истории, филологии и собиранию народных песен, легенд и сказок. Они были не столько соавторами, сколько партнерами и единомышленниками. Известные на весь мир «Сказки братьев Гримм» — отнюдь не единственный их труд. Написанная Якобом «Немецкая грамматика» — первая попытка создания научной грамматики германских языков — произвела революцию в филологии. Вильгельм в основном занимался собиранием, переводом и изданием старинных текстов. Под конец жизни братья занялись созданием первого словаря немецкого языка, но успели довести его только до буквы «Е».
Изображение: National Portrait Gallery
Несмотря на незнатное происхождение (дети бедного ирландского священника), сестры Бронте и их единственный брат пробовали себя в сочинении стихов и прозы и увлеченно рисовали. Однако всерьез литературой занялись только девушки. Шарлотта (1816-1855), Эмили (1818-1848) и Энн (1820-1849) в 1846 году издали за свой счет сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта — Каррер, Эмили — Эллис, Энн — Эктон). Критики отнеслись к дебюту благосклонно, особенно к стихам Эллиса Каррера, но читатели не прониклись: было продано всего два экземпляра. Год спустя под этими же именами девушки попытались издать свои первые романы: Эмили — «Грозовой перевал», Энн — «Агнесс Грей», Шарлотта — «Учитель». Две книги были приняты к публикации, а «Учитель» — нет. Но неунывающая Шарлотта к концу года уже выслала издателю рукопись «Джейн Эйр». Все три публикации оказались настолько успешны, что позволили сестрам оставить преподавание и полностью посвятить себя литературному труду.
Фото: Roger Viollet Pisarze / East News
Несмотря на приличную разницу в возрасте (8 лет — как у Стругацких), братья Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) все делали вместе. Вместе пробовали силы в живописи и драматургии (оба — безуспешно), вместе изучали быт и искусство XVIII века (их интересовало все, включая театральные программки, выкройки одежды и ресторанные меню), вместе писали романы, в которых персонажами становились их знакомые семейные пары, друзья детства, распутная экономка, сумасшедшая родственница, приятели-художники и их натурщицы. Они даже вели общий литературный дневник, который Эдмон после смерти Жюля продолжил в одиночку.
Фото: FotoWare / Global Look
Семья сенатора немецкого города Любека Томаса Иоганна Генриха Манна оказалась необычайно одаренной и несколько странной. Родственников отличали буйный нрав, пристрастие к наркотикам и склонность к суициду. Две дочери — Юлия и Карла — добровольно ушли из жизни. Зато двое из трех сыновей стали не только великими писателями, но и основоположниками целой писательской династии. Старший, Генрих (1871-1950), вошел в мировую литературу самым известным своим романом о власти и насилии «Верноподданный». Младшему, Томасу (1875-1955), литературный успех сопутствовал с самого начала — с романа «Будденброки», который стал бестселлером. С тех пор удача от писателя не отворачивалась. Нобелевская премия тоже досталась ему. Томас стал отцом двух сыновей (старший — тоже писатель, младший — историк) и дочери (актриса, журналистка).
Если бы не старший брат Валентин (1897-1986), возможно, никакого Ильфа и Петрова (псевдоним Евгения Катаева), а уж тем более «12 стульев» не было бы. До переезда в Москву Евгений (1902-1942) несколько лет служил инспектором одесского уголовного розыска. В «двойной автобиографии» Ильфа и Петрова об этом времени сказано, что первым литературным произведением Евгения был «протокол осмотра трупа неизвестного мужчины». Он мог бы стать и последним, если бы старший брат Валентин, автор авантюрных романов о мировой революции («Остров Эрендорф») и повести на актуальную тему («Растратчики») не звонил каждое утро ленивому младшему и не заставлял его писать. Сохранилось свидетельство жены Валентина Катаева: «Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… "Ладно, ругайся дальше", — говорил Валя и вешал трубку». Идею «Двенадцати стульев» подал Ильфу и Петрову тоже Валентин. В качестве благодарности попросил лишь подарить ему золотой портсигар. Соавторы, как люди честные, подарили. Но поскупились и подарили портсигар дамский, то есть маленький, узкий и длинный.
Фото: @DurrellSociety
Лоренс (1912-1990) и Джеральд (1925-1995) никогда не работали вместе и вообще были достаточно разными. По крайней мере, если судить об отношениях братьев по книге Джеральда «Моя семья другие звери». Старший изначально мыслил себя профессиональным литератором, писал прозу и стихи, а его «Александрийский квартет» стал одним из самых заметных событий конца 1950-х годов. Но по иронии судьбы в России его знают главным образом как капризного старшего брата знаменитого натуралиста Джеральда Даррелла. А младший Даррелл и писать-то не собирался. Он мечтал ездить в экспедиции и изучать редких животных. За свой первый рассказ он сел по совету Лоренса в период острого безденежья. И стал абсолютной звездой. В России уж точно.
Фото: Николай Кочнев / РИА Новости
Почти как Стругацкие, Вайнеры стали писателями «на спор». Следователь Аркадий (1931-2005) и журналист Георгий (1938-2009) поспорили с другом Норманом Бородиным о том, какая профессия лучше. И он предложил братьям написать рассказ за убедительное вознаграждение. Месяц спустя новоиспеченные соавторы вместо рассказа принесли 600-страничный роман «Часы для мистера Келли». И понеслось. Аркадий Александрович неоднократно рассказывал, что работали они так: сначала составляли план, а потом решали, кто за какую сцену отвечает. При этом негласно считалось, что ему лучше удаются эпизоды «про любовь», а брату — «про войну».
Изображение: World History Archive / Global Look; Mary Evans Picture Library / Global Look
Необычайно темпераментный и плодовитый автор «Трех мушкетеров» (1802-1870) косвенно посодействовал писательской стезе сына. Александр-младший (1824-1895), втянутый отцом в круговорот светской жизни, наделал долгов. И тогда практичный родитель дал сыну совет: писать, чтобы расплатиться. Так, в частности, появился роман, прославивший Дюма-младшего, — «Дама с камелиями».
Фото: архив РИА Новости
Когда расстреляли Николая (1886-1921), его сыну Льву (1912-1992) было всего девять лет. Родные старались держать гибель отца в тайне от ребенка, но он сам обо всем догадался. Считается, что сын унаследовал пассионарность отца. Только у Николая она выражалась в желании везде — в поэзии, любви, путешествиях, исследованиях, на войне — быть первым. Пассионарность сына проявилась в способности работать даже в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. А возможно, он перенял это от матери — Анны Ахматовой.
Фото: Scotsman / Zuma / Global Look; Laura Leon / Polaris / East News
Мартин Эмис (1949) был погружен в писательскую среду с юных лет. С одной стороны, отец — Кингсли Уильям Эмис (1922-1995), знаменитый английский прозаик, поэт и критик, один из лидеров литературного направления «рассерженные молодые люди». С другой — мачеха, известная британская писательница Элизабет Джейн Говард. Говорят, именно она привила Мартину любовь к литературным занятиям. Так появился автор «Стрелы времени» и «Беременной вдовы».
Фото: Karin Cooper / Liaison / Getty
Литература и политика у семьи Бакли в генах. Старший Уильям (1925-2008) совмещал писательский труд с работой в ЦРУ. Его сын Кристофер (1952) был главным спичрайтером вице-президента Джорджа Буша-старшего, а потом прославился романами «Суматоха в Белом доме», «Здесь курят», «Флоренс Аравийская» и «День бумеранга».
Фото: Elise Amendola / AP
Настоящее имя Джо Хилла (1972) — Джозеф Хиллстром Кинг, и он родной сын мастера ужасов Стивена Кинга (1947). Его дебютный сборник рассказов вышел в 2005 году и сразу снискал расположение критиков и читателей: получил премии Брэма Стокера, British Fantasy Award, International Horror Guild Award и несколько других литературных наград. Еще до выхода дебютного романа «Коробка в форме сердца» кинокомпания Warner Bros купила права на его экранизацию. При таком старте есть основания думать, что сын окажется не менее славен, чем отец.