Масштабная монографическая выставка художника Гелия Коржева (1925–2012) откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 24 марта. Представитель послевоенного поколения, он ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и занял место среди лидеров шестидесятников. «В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу», — говорил мастер об искусстве. В экспозиции демонстрируются произведения, охватывающие весь творческий путь Коржева — с 1943 по 2011 годы. Выставка будет работать до 13 июня.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Коржев исключительно высоко оценивал роль искусства в обществе и миссию художника. Одна из частей триптиха «Коммунисты» изображает красноармейца за мирным и созидательным занятием: он работает над бюстом Гомера в мастерской. Отношение Коржева к художникам, имеющим не только права, но и обязанности — этические и моральные, — определило гражданственный пафос его искусства, который некоторые расценивают как социальную вовлеченность и даже ангажированность. Но, занимая высокий пост в Союзе художников и будучи дважды избранным депутатом Верховного Совета РСФСР, он никогда не был членом компартии.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Полотно «Художник» написано в 1961 году после творческой командировки за границу. Особенность построения пространства, близкая к кино, приглушенные цвета и пластичность фактуры, ставшие узнаваемыми приемами Коржева, характерны и для этой картины. Коржев размышляет о судьбе художника-аутсайдера, о цене творчества, одновременно словно примеряя этот сценарий на себя.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Одна из центральных линий творчества Коржева — осмысление и трактовка переломных моментов в истории страны. Полотна, созданные мастером, сложились в циклы, которые охватывают трагические события ХХ века.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Наметившийся в «Художнике» разговор о свободе творчества и личного выбора продолжается в других картинах, например в полотне «Егорка-летун». У Коржева Егорка распростерт на земле — полет завершился. Но нет никаких признаков гибели мальчика — он выглядит не разбившимся, а спящим. Его метафизический сон — залог возможного осуществления полета или его предчувствие.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Произведения Коржева о войне встраиваются в общее повествование о жизни людей, из судеб которых вырастает история страны. «Облака 1945 года» — одна из таких картин-размышлений. Ее герои — ветеран войны и пожилая женщина в черном, вынесенные живописцем на передний план, — погружены в себя, захвачены воспоминаниями о прошлом. Открывающийся за их фигурами панорамный пейзаж с зеленым лугом и мирным небом переносит нас в сегодняшний день. Особое течение времени — поступательное и возвратное, конкретно-историческое и вечно длящееся — позволяет говорить о глубоком постижении художником истории.
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
Коржев о натюрмортах: «Нужно подумать о психологическом натюрморте. Необходимо найти и новый подход к трактовке...»
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
«...Например, сильная светотень и обязательно искусственный свет, хорошо бы огонь живой (свеча, фонарь керосиновый)...»
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
«...Предметы человеческие, книга, чайник, корзина, тряпочки и прочее, прочее...»
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей
«...Но главное — определить состояние человека, чьи вещи будут изображены, его дела, мысли, характер жизни и даже то, что могло случиться за некоторое время до того, как увидел зритель».