Объявлена программа 73-го Венецианского кинофестиваля, который в этом году по громкости режиссерских имен почти не уступает Каннам, даже если некоторые из этих имен основную славу себе сделали еще в ХХ веке. Свои новые фильмы привезут Терренс Малик и Том Форд, Эмир Кустурица и Вим Вендерс, Мел Гибсон и Паоло Соррентино. Поучаствует в основном конкурсе и Андрей Кончаловский. «Лента.ру» выбрала 15 самых интригующих фильмов в главных секциях венецианской программы, сохраняя, впрочем, надежду на то, что, кроме чествования заслуженных мастеров прошлого, фестиваль сможет порадовать и открытиями по части авторов, стиля и горизонтов для кинематографа.

«Прекрасные дни в Аранхуэсе» (Les Beaux Jours d'Aranjuez), режиссер — Вим Вендерс
Кадр из фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе»
Виму Вендерсу в последнее время лучше даются документальные фильмы, чем игровые — а «Прекрасные дни в Аранхуэсе» принадлежат именно к последней категории: это история одной ночи, которую за разговорами о любви и жизни проводят в маленьком испанском городке мужчина и женщина. Причем снимает ее немецкий классик в 3D. Обнадеживает тот факт, что Вендерс впервые после «Неба над Берлином» сотрудничает с соавтором нескольких своих лучших фильмов — драматургом Петером Хандке, чья пьеса легла в основу «Прекрасных дней».
Основной конкурс.

«Свет в океане» (The Light Between Oceans), режиссер — Дерек Сиенфрэнс
Кадр из фильма «Свет в океане»
Предыдущим фильмам Дерека Сиенфрэнса — «Валентинке» и «Месту под соснами» — несмотря на редкую проникновенность, не хватало фокуса, внятной драматургической базы. У «Света в океане», экранизации разворачивающегося после Первой мировой бестселлера М.Л. Стедман о паре бездетных супругов, которые оставляют себе чужого младенца-найденыша, такой проблемы быть не должно. Сильные перформансы из актеров Сиенфрэнс выжимал и раньше — а здесь ему довелось поработать с Майклом Фассбендером, Алисией Викандер и Рэйчел Вайс.
Основной конкурс.

«Секретный агент» (Miljeong), режиссер — Ким Джи-ун
Кадр из фильма «Секретный агент»
Ким Джи-ун — один из самых интересных и бесстыжих режиссеров в современном корейском кино (которое, как знают фанаты, часто превосходит Голливуд на его территории), автор таких подрывных хитов, как «Хороший, плохой, долбанутый» и «Я видел Дьявола». В «Секретном агенте» успевший съездить в Америку и снять там кино со Шварценеггером Ким, этот мастер доведения жанровых историй до запредельного абсурда возвращается на родину — причем принимается за костюмно-патриотическое кино, историю сопротивления японской оккупации в 1940-х.
Вне конкурса.

«Джеки» (Jackie), режиссер — Пабло Ларраин
Кадр из фильма «Джеки»
Чилиец Ларраин только что успешно представлял в Каннах байопик одной легенды, посвященный великому поэту, «Неруду» — а спустя три месяца покажет в Венеции кино о фигуре не менее иконической. Рассказывающая о жизни Жаклин Кеннеди после выстрелов в Далласе «Джеки» — первая работа Ларраина в Голливуде и проект с не менее сложной судьбой, чем у героини. Еще в 2011-м фильм хотел ставить Даррен Аронофски со своей тогдашней супругой Рэйчел Вайс в главной роли, потом к нему подключилась Натали Портман, но понадобилось несколько лет, прежде чем прозвучала команда «Мотор».
Основной конкурс.

«Великолепная семерка» (The Magnificent Seven), режиссер — Антуан Фукуа
Кадр из фильма «Великолепная семерка»
Судьбы киносюжетов бывают парадоксальны — в лице «Великолепной семерки» Фукуа мы дождались ремейка на ремейк, новой версии основанного на «Семи самураях» Куросавы вестерна с Юлом Бриннером. История та же — семеро вольных стрелков экстра-класса берутся защитить маленький городок от банды головорезов. Лица новые: Дензел Вашингтон, Итан Хоук, Крис Прэтт, даже корейская звезда Ли Бен-хон — на Диком Западе 2016-го царит мультикультурность.
Фильм закрытия.

«Аустерлиц» (Austerlitz), режиссер — Сергей Лозница
Кадр из фильма «Аустерлиц»
После двух фильмов о поэтике одержимой переменами толпы — «Майдана» (о Киеве зимы 2014-2015) и «События» (о Ленинграде августа 1991-го) — украинский документалист Сергей Лозница снял кино о толпах, с большой историей соприкасающихся в несколько ином, но тоже сокрушительном ключе. Вдохновленный одноименным романом Себальда «Аустерлиц» исследует поведение масс, посещающих музеи в концлагерях, — Лозница снимал в Дахау и Берген-Бельсене, Равенсбрюке и Заксенхаузене.
Вне конкурса.

«По соображениям совести» (Hacksaw Ridge), режиссер — Мел Гибсон
Кадр из фильма «По соображениям совести»
Гибсон сыграл в военном кино некоторые из своих лучших ролей — а теперь посредством военного фильма возвращается в приличное общество после нескольких лет позора. Эндрю Гарфилд играет в «По соображениям совести» неочевидного и невымышленного героя — адвентиста седьмого дня по имени Десмонд Досс, которому вера не позволяла брать оружие в руки даже после призыва, но не помешала спасти 75 человек во время битвы за Окинаву.
Вне конкурса.

«Ла Ла Лэнд» (La La Land), режиссер — Дамьен Шазелль
Кадр из фильма «Ла Ла Лэнд»
Венецианский фестиваль откроется мировой премьерой новой работы одного из самых многообещающих режиссеров планеты — тем, кто видел заслужившую несколько номинаций на «Оскар» драму юного ударника «Одержимость», не нужно рассказывать о талантах Дамьена Шазелля. В «Ла Ла Лэнде» постановщик поднимает ставки — работает в давно не видевшем хорошего кино жанре романтического мюзикла, с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в ролях влюбленных джазмена и актрисы.
Фильм открытия, основной конкурс.

«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals), режиссер — Том Форд
Кадр из фильма «Под покровом ночи»
«Одинокий мужчина», премьера которого в свое время тоже состоялась в Венеции, не стал разовым опытом в кинорежиссуре для дизайнера Тома Форда — который на своем фильме еще и обзавелся продюсерским надзором Джорджа Клуни. В «Под покровом ночи» Форд экранизировал роман Остина Райта, работающий с двумя пластами реальности и вымысла: в одном герой Джейка Джилленхола защищает семью от таинственной угрозы, в другом уже рукопись о нем самом читает бывшая жена одного писателя.
Основной конкурс.

«Преисподняя» (Brimstone), режиссер — Мартин Кулховен
Кадр из фильма «Преисподняя»
Джон Сноу жив, но, несмотря на занятость в «Игре престолов», Кит Харрингтон все-таки находит время на пару кинопроектов в год — лишь бы только волосы стричь не пришлось. В «Преисподней» действие разворачивается в Америке XIX века. Обходится без цирюльника — но не без травмы: герой Харрингтона помогает честной девушке (Дакота Фэннинг) уберечься от наказания за преступление, которого она не совершала, и гнева зловещего Проповедника (Гай Пирс).
Основной конкурс.

«По млечному пути» (Na mlijecnom putu), режиссер — Эмир Кустурица
Кадр из фильма «По млечному пути»
Первый полный метр Кустурицы за восемь лет с Моникой Беллуччи в одной из двух главных ролей, похоже, станет исповедью сербского режиссера, его «Фонтаном» (неслучайно даже и плакат «По млечному пути» чем-то похож на постер фильма Аронофски). Сам Кустурица играет протагониста — человека, в трех эпизодах жизни которого (война, любовь, монашество) отражается история его страны.
Основной конкурс.

«Рай», режиссер — Андрей Кончаловский
Кадр из фильма «Рай»
Кончаловского в Венеции ценят — когда-то он приезжал сюда еще с дебютным «Первым учителем», продолжают брать его в конкурс и сейчас, более того, и «Дом дураков», и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» удостаивались призов. Новый фильм 78-летнего режиссера берется за сложную тему — Юлия Высоцкая играет русскую эмигрантку во Франции, попадающую в концлагерь во время Второй мировой. Поскользнуться на такой теме — проще простого. Тем интереснее.
Основной конкурс.

«Путешествие времени» (Voyage of Time), режиссер — Терренс Малик
Кадр из фильма «Путешествие времени»
Один из самых свободных духом и влиятельных режиссеров мира, Терренс Малик может позволить себе как взять 20-летнюю паузу, так и снимать, причем прекрасное кино, обходясь без сценария и даже пунктирного сюжета. «Путешествие времени» — нечто новое даже по маликовским меркам, визуально изобретательная документалка, которая в формате IMAX должна представить рождение и смерть целой вселенной.
Основной конкурс.

«Франц» (Frantz), режиссер — Франсуа Озон
Кадр из фильма «Франц»
Франсуа Озон продолжает расшатывать скучную норму любовной жизни своими стильными, аккуратными провокациями. В новой их них, костюмном «Франце», действие разворачивается после Первой мировой войны — приехавшая в Париж оплакивать погибшего жениха немка обнаруживает, что к нему на могилу ежедневно приходит с букетом цветов загадочный молодой человек.
Основной конкурс.

«Молодой Папа» (The Young Pope), режиссер — Паоло Соррентино
Кадр из сериала «Молодой Папа»
Одним из главных событий фестиваля должна стать премьера первых двух эпизодов минисериала Паоло Соррентино для HBO. Джуд Лоу в этой истории самого молодого Папы Римского в истории (вымышленного) играет верховного понтифика пребывающим в депрессии страдальцем, а актерский состав включает также Дайан Китон, Джеймса Кромвелла и Людивин Санье.