Первый в мире международный конкурс красоты — с двумя десятками кандидаток, сугубо мужским жюри и немалым по тем временам денежным призом в пять тысяч франков — состоялся 19 сентября 1888 года в бельгийском городке Спа. Выиграла его 18-летняя красавица из Гваделупы Берта Сукаре. Несомненно, она пошла на немалые ухищрения косметического свойства, чтобы произвести неизгладимое впечатление на жюри. Впрочем, так же поступали и десятки поколений ее предшественниц: косметика была известна еще в Древнем Египте, а сам термин произошел от греческого κοςμητική — «способный украсить». «Лента.ру» проследила основные вехи развития индустрии красоты от древности до наших дней.
Фото: Werner Forman / Universal Images Group / Getty Images
Изучение древнеегипетских фресок и захоронений позволило ученым сделать вывод, что жительницы Древнего Египта охотно занимались своим туалетом: на фресках изображены сцены купания, умащивания волос, примерки украшений, а среди предметов, найденных в гробницах, есть ложечки для притираний и сосуды для ароматических эссенций, в том числе из стекла, изобретенного как раз в Древнем Египте.
Фото: Interphoto / Alamy / Diomedia
Согласно античным письменным источникам, у мужчин и женщин в Древней Греции были свои, отдельные помещения в доме. На женскую половину (гинекей) вход мужчинам был запрещен или ограничен. Там, в числе прочего, женщины ухаживали за собой, используя ароматические масла и притирания на основе оливкового масла. Косметические средства хранились в маленьких керамических сосудах с росписью. На лицо наносили свинцовые белила (вредные для здоровья), а волосы высветляли, нанося на них уксус и подставляя под прямые солнечные лучи. Чтобы кожа не теряла белизны, гречанки надевали специальные головные уборы, открывающие волосы.
Фото: Werner Forman Archive / Diomedia
Римская империя покорила большую часть Европы, Северной Африки и Малой Азии. Римлянки пользовались всеми благами восточной культуры, в том числе редкими и экзотическими веществами для притираний — нардом, мускусом, ароматическими смолами. Кроме того, они знали различные рецепты красок для волос, включая заимствованную у азиатов хну и уксусное высветление волос, как в Древней Греции. В раскопках Помпей были обнаружены богато украшенные ларцы для косметики и парфюмерии с блюдцами для растирания красок для макияжа и кистями для его нанесения.
Фото: Alinari / Getty Images
В японской культуре женскому макияжу придавалось огромное значение. Женщины, в особенности профессиональные куртизанки-гейши, наносили на лицо белила, глаза обводили тушью, а губы красили ярко-красной помадой. В Средние века у японок было модно чернить зубы для того, чтобы подчеркнуть цвет губ и белизну кожи. Сложные прически японок, скрепленные длинными шпильками, не разбирались на ночь: чтобы не повредить прическу, женщины спали не на подушках, а на твердых подголовниках.
Фото: Musée du Louvre
Женщина перед зеркалом, за туалетом — частый мотив в искусстве. С зеркалом в руках в древности ваяли богинь. Тициан и Веласкес писали Венеру перед зеркалом. Чтобы придать повторяющемуся сюжету разнообразия, художники заимствовали антураж в мифах и литературных произведениях: на картине Буше изображены герои поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» Ринальдо и Армида, украшающая себя и любующаяся собой в зеркале.
Фото: Metropolitan Museum
«Галантный» XVIII век, а за ним и XIX столетие, эпоха бурного развития легкой промышленности, стали временем настоящего бума роскоши. Ювелиры и галантерейщики создавали подлинные шедевры для косметических нужд — футляры, ларцы и даже большие сундуки с флаконами, щетками, маникюрными ножницами и другими мелочами для ухода за собой. Причем и для женщин, и для мужчин: в «Евгении Онегине» Пушкин описывает «щетки десяти родов» и «духи в граненом хрустале», принадлежавшие главному герою, утверждая, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Фото: Getty Images
Импрессионисты нередко изображали своих натурщиц раздетыми или полуодетыми за туалетом, причем, в отличие от манерных картин «галантного века», с большой естественностью. На полотнах Тулуз-Лотрека его приятельницы-проститутки красят брови, ресницы, губы, расчесываются перед зеркалом.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
Макс Фактор (Максимилиан Факторович), гример голливудских звезд и основатель косметической империи его имени, лично работал не только с американскими киноактрисами, но и (до эмиграции) с русскими актерами. Известность ему (и его компании) принесло внедрение театрального грима (тонального крема, яркой помады) в повседневный обиход обычных женщин. Считается, что именно ему принадлежит термин makeup в его современном значении.
Фото: Orlando / Three Lions / Getty Images
Судьба Хелены Рубинштейн чем-то напоминает жизненный путь Макса Фактора. Эмигрантка из Польши смогла не только добиться успеха в индустрии красоты, но и придумала косметические продукты, без которых косметичка современной женщины немыслима: витаминизированный крем, увлажняющий лосьон, водостойкую тушь.
Фото: Tangee
60-е годы запомнились бьюти-индустрии все множившимися конкурсами красоты, сложными прическами, а также популярностью завивки и отбеливания волос. Помаду и лак, как отмечается на рекламном плакате бренда Tangee, следовало подбирать в тон, на глаза наносили черные «стрелки», на ресницы — толстый слой туши. Футляры пудры, румян и теней стали компактнее и изящнее, возникли новые текстуры и виды косметических продуктов.
Фото: Getty Images
Сексуальная революция, в полной мере проявившая себя в конце 60-х и 70-е годы, раскрепостила не только женщин, пользовавшихся косметикой с большей свободой, но и сами косметические бренды. В рекламе появились эротические намеки и коннотации, что подчеркивало одну из главных функций косметики — соблазнение. Производители совершенствовали формулы своих средств и расширяли цветовую гамму.
Фото: Dior
Гламур и роскошь — приметы 80-х, «тучных» лет европейской истории, эпохи супермоделей. Визажисты все дальше уводили своих клиенток от естественности, предлагая им яркие, переливающиеся оттенками тени до самых бровей, темные и насыщенные оттенки стойкой помады, цветную тушь, плотные тональные средства.