Таланты и покойники Кто будет конкурировать с Андреем Кончаловским за номинацию на «Оскар»

16 фото

Американская киноакадемия огласила список фильмов, выдвинутых на «Оскар»-2017 в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Довольно высоки шансы попасть в пятерку номинантов у «Рая» Андрея Кончаловского, уже удостоившегося режиссерского приза в Венеции. Конкуренция тем не менее будет серьезной: среди претендентов такие режиссеры, как Пол Верховен, Педро Альмодовар, Ксавье Долан, Пабло Ларраин и покойный Анджей Вайда. «Лента.ру» выбрала еще пятнадцать фильмов, вполне заслуживающих оказаться в списке номинантов.

Между Освенцимом и небесной канцелярией разворачивается действие нового фильма 79-летнего Кончаловского, который получил режиссерский приз в Венеции во многом как раз за смелое решение вернуться к вопросу о моральной ответственности человечества за ужасы Второй мировой в категориях Страшного суда. «Рай» подкупает прямотой высказывания и приемов: трое героев исповедуются в грехах и компромиссах военного времени, всматриваясь с экрана в темноту кинозала. В сценах их воспоминаний, впрочем, трудно не замечать некоторую анекдотичность конструкции фильма: встретились толстенький француз-коллаборационист, идейный фашист из немецкой аристократии и Юлия Высоцкая у ворот рая.

«Рай», Россия, режиссер — Андрей Кончаловский

Кадр из фильма «Рай»

Между Освенцимом и небесной канцелярией разворачивается действие нового фильма 79-летнего Кончаловского, который получил режиссерский приз в Венеции во многом как раз за смелое решение вернуться к вопросу о моральной ответственности человечества за ужасы Второй мировой в категориях Страшного суда. «Рай» подкупает прямотой высказывания и приемов: трое героев исповедуются в грехах и компромиссах военного времени, всматриваясь с экрана в темноту кинозала. В сценах их воспоминаний, впрочем, трудно не замечать некоторую анекдотичность конструкции фильма: встретились толстенький француз-коллаборационист, идейный фашист из немецкой аристократии и Юлия Высоцкая у ворот рая.

Польша выдвинула на «Оскар» последний фильм Анджея Вайды еще до того, как режиссер скончался 9 октября в возрасте 90 лет. Большой гуманист и подлинный патриот Вайда в «Остаточных изображениях» воспевает великого соотечественника — художника, теоретика искусства, героя Первой мировой Владислава Стржеминского, в 1950 году ставшего жертвой отказа от соцреализма. Символическое убийство гения репрессивным государством становится еще одной — к сожалению, финальной — главой в галерее польских трагедий, какой теперь смотрится фильмография покойного Вайды.

«Остаточные изображения» (Powidoki), Польша, режиссер — Анджей Вайда

Кадр из фильма «Остаточные изображения»

Польша выдвинула на «Оскар» последний фильм Анджея Вайды еще до того, как режиссер скончался 9 октября в возрасте 90 лет. Большой гуманист и подлинный патриот Вайда в «Остаточных изображениях» воспевает великого соотечественника — художника, теоретика искусства, героя Первой мировой Владислава Стржеминского, в 1950 году ставшего жертвой отказа от соцреализма. Символическое убийство гения репрессивным государством становится еще одной — к сожалению, финальной — главой в галерее польских трагедий, какой теперь смотрится фильмография покойного Вайды.

Новый фильм испанского классика Альмодовара на первый взгляд кажется легкомысленной, оформленной как китчевый психологический детектив мелодрамой об отношениях матери и дочери. Эта простота, впрочем, обманчива: дочь остается фигурой умолчания, а на деле «Джульетта», основанная на рассказах Элис Манро, представляет собой горькую трагедию о женщине, потратившей десятилетия на страх реальной жизни.

«Джульетта» (Julieta), Испания, режиссер — Педро Альмодовар

Кадр из фильма «Джульетта»

Новый фильм испанского классика Альмодовара на первый взгляд кажется легкомысленной, оформленной как китчевый психологический детектив мелодрамой об отношениях матери и дочери. Эта простота, впрочем, обманчива: дочь остается фигурой умолчания, а на деле «Джульетта», основанная на рассказах Элис Манро, представляет собой горькую трагедию о женщине, потратившей десятилетия на страх реальной жизни.

Несколько лет назад мексиканец Хонас Куарон стал соавтором сценария выигравшей несколько «Оскаров» «Гравитации», которую снял его отец Альфонсо. Теперь же Хонас может сам оказаться в числе номинантов: Мексика выдвинула на премию его злободневный триллер о группе нелегалов с Гаэлем Гарсией Берналем во главе, которые попадают на мушку чокнутому патриоту, орудующему на мексикано-американской границе.

«Пустыня» (Desierto), Мексика, режиссер — Хонас Куарон

Кадр из фильма «Пустыня»

Несколько лет назад мексиканец Хонас Куарон стал соавтором сценария выигравшей несколько «Оскаров» «Гравитации», которую снял его отец Альфонсо. Теперь же Хонас может сам оказаться в числе номинантов: Мексика выдвинула на премию его злободневный триллер о группе нелегалов с Гаэлем Гарсией Берналем во главе, которые попадают на мушку чокнутому патриоту, орудующему на мексикано-американской границе.

Исторический блокбастер автора «Горько-сладкой жизни» и «Хорошего, плохого, долбанутого» даст фору многим голливудским эпосам. «Секретный агент», рассказывающий об охоте на ячейку сопротивления в аннексированной японцами Корее 1930-х, преисполнен патриотического пафоса, но множественные сюжетные твисты, засады и перестрелки, предательства и подставы не только не скрывают, а подчеркивают тот факт, что любовь к Родине проявляется кровью и страданием самопожертвования, а не громкими речами.

«Секретный агент» (Miljeong), Южная Корея, режиссер — Ким Чжи-ун

Кадр из фильма «Секретный агент»

Исторический блокбастер автора «Горько-сладкой жизни» и «Хорошего, плохого, долбанутого» даст фору многим голливудским эпосам. «Секретный агент», рассказывающий об охоте на ячейку сопротивления в аннексированной японцами Корее 1930-х, преисполнен патриотического пафоса, но множественные сюжетные твисты, засады и перестрелки, предательства и подставы не только не скрывают, а подчеркивают тот факт, что любовь к Родине проявляется кровью и страданием самопожертвования, а не громкими речами.

Один из самых удивительных фильмов года — мудрейшая трехчасовая драма румына Кристи Пуйю о разношерстном семействе, собравшемся помянуть отца в типовой бухарестской трешке. Никто никого не слушает и даже не думает понимать, всех интересует что угодно — от козней ЦРУ до кулинарии, — но не счастье близких. Тем не менее три часа в компании этих героев складываются в редкий опыт любви к людям во всем их нелепом несовершенстве.

«Сьераневада» (Sieranevada), Румыния, режиссер — Кристи Пуйю

Кадр из фильма «Сьераневада»

Один из самых удивительных фильмов года — мудрейшая трехчасовая драма румына Кристи Пуйю о разношерстном семействе, собравшемся помянуть отца в типовой бухарестской трешке. Никто никого не слушает и даже не думает понимать, всех интересует что угодно — от козней ЦРУ до кулинарии, — но не счастье близких. Тем не менее три часа в компании этих героев складываются в редкий опыт любви к людям во всем их нелепом несовершенстве.

Победитель фестиваля в Сан-Себастьяне фильм «Воробьи» принадлежит к тому редкому типу зрительского, простодушного кино, которое настолько внимательно к персонажам, окружающей их среде и деталям, что язык не поворачивается назвать его массовым или рядовым. Исландец Рунар Рунарссон отправляет своего главного героя, артистичного подростка, из Рейкъявика к отцу-алкоголику, живущему в глухой рыбацкой деревне. Но фильм не останавливается на истории взросления, давая панораму простой жизни на задворках европейского экономического кризиса.

«Воробьи» (Þrestir), Исландия, режиссер — Рунар Рунарссон

Кадр из фильма «Воробьи»

Победитель фестиваля в Сан-Себастьяне фильм «Воробьи» принадлежит к тому редкому типу зрительского, простодушного кино, которое настолько внимательно к персонажам, окружающей их среде и деталям, что язык не поворачивается назвать его массовым или рядовым. Исландец Рунар Рунарссон отправляет своего главного героя, артистичного подростка, из Рейкъявика к отцу-алкоголику, живущему в глухой рыбацкой деревне. Но фильм не останавливается на истории взросления, давая панораму простой жизни на задворках европейского экономического кризиса.

Иранец Асгар Фархади славится драмами медленного, но неотвратимого распада, в которых стоические, доведенные до предела женщины отказываются терпеть слабость своих мужчин. За один такой фильм, «Развод Надера и Симин», Фархади уже удостаивался «Оскара». «Коммивояжер» — кино не такое стройное и, как следствие, сокрушительное, но то тут, то там проскальзывающие детали подлинной иранской жизни удерживают внимание, даже когда в финале режиссер ведет своих героев к неудобному, не очень уместному катарсису.

«Коммивояжер» (Forushandeh), Иран, режиссер — Асгар Фархади

Кадр из фильма «Коммивояжер»

Иранец Асгар Фархади славится драмами медленного, но неотвратимого распада, в которых стоические, доведенные до предела женщины отказываются терпеть слабость своих мужчин. За один такой фильм, «Развод Надера и Симин», Фархади уже удостаивался «Оскара». «Коммивояжер» — кино не такое стройное и, как следствие, сокрушительное, но то тут, то там проскальзывающие детали подлинной иранской жизни удерживают внимание, даже когда в финале режиссер ведет своих героев к неудобному, не очень уместному катарсису.

Один из самых расхваленных критиками фильмов года, «Тони Эрдманн» немки Марен Аде, производит тем больший эффект, чем меньше о нем знаешь. Аде вроде бы не выходит за рамки частной истории, невысказанного конфликта и ненадежного примирения отца-жизнелюба и его взрослой, замкнутой на все замки дочери. Но самое интересное здесь — наблюдать, как за счет авторской настойчивости и последовательности эти маленькие люди со своими маленькими проблемами вдруг становятся в своих закидонах и страхах почти эпическими фигурами. Мастер-класс гуманистского кино.

«Тони Эрдманн» (Tony Erdmann), Германия, режиссер — Марен Аде

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

Один из самых расхваленных критиками фильмов года, «Тони Эрдманн» немки Марен Аде, производит тем больший эффект, чем меньше о нем знаешь. Аде вроде бы не выходит за рамки частной истории, невысказанного конфликта и ненадежного примирения отца-жизнелюба и его взрослой, замкнутой на все замки дочери. Но самое интересное здесь — наблюдать, как за счет авторской настойчивости и последовательности эти маленькие люди со своими маленькими проблемами вдруг становятся в своих закидонах и страхах почти эпическими фигурами. Мастер-класс гуманистского кино.

Голландец Пол Верховен, выдвинутый в этом году от Франции, остается верен себе и на восьмом десятке: его «Она», притворяющаяся триллером сатира на род людской, не щадит никого. Солидная буржуазная Европа в фильме Верховена безнадежно страдает скрытыми от глаз завихрениями и заблуждениями. Одним здесь достается перевоспитание посредством изнасилования, другим — позор, третьим — удар поленом по голове. Зрителям — урок правильного, основанного на иронии отношения к жизни.

«Она» (Elle), Франция, режиссер — Пол Верховен

Кадр из фильма «Она»

Голландец Пол Верховен, выдвинутый в этом году от Франции, остается верен себе и на восьмом десятке: его «Она», притворяющаяся триллером сатира на род людской, не щадит никого. Солидная буржуазная Европа в фильме Верховена безнадежно страдает скрытыми от глаз завихрениями и заблуждениями. Одним здесь достается перевоспитание посредством изнасилования, другим — позор, третьим — удар поленом по голове. Зрителям — урок правильного, основанного на иронии отношения к жизни.

Ближе всех в кино этого года к балабановскому стандарту передачи в кино ужаса ничтожности простого человека перед лицом основанной на насилии и вымогательстве системы подошел филиппинец Брийанте Мендоса. Его «Мама Роза» — полуторачасовой нырок на дно Манилы, по которому мечутся дети, пытаясь откупить у грязных копов пойманную на наркоторговле мать. Мендоса вышибает почву из-под ног у персонажей, но и зрителей заставляет почувствовать шаткость бытия.

«Мама Роза» (Ma Rosa), Филиппины, режиссер — Брийанте Мендоза

Кадр из фильма «Мама Роза»

Ближе всех в кино этого года к балабановскому стандарту передачи в кино ужаса ничтожности простого человека перед лицом основанной на насилии и вымогательстве системы подошел филиппинец Брийанте Мендоса. Его «Мама Роза» — полуторачасовой нырок на дно Манилы, по которому мечутся дети, пытаясь откупить у грязных копов пойманную на наркоторговле мать. Мендоса вышибает почву из-под ног у персонажей, но и зрителей заставляет почувствовать шаткость бытия.

Одно из главных открытий года — подчеркнуто скромная и в этой скромности очень элегантная спортивная драма финна Юхо Куосманена. Хроника жертв и сверхчеловеческих преодолений в карьере самого известного финского боксера всех времен, претендента на мировой чемпионский титул в 1960-х, заканчивается неожиданным для кино такого жанра признанием в бессмысленности, незначительности спортивных триумфов в сравнении с покоем. В игре под названием жизнь ни победителей, ни проигравших быть не может.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies), Финляндия, режиссер — Юхо Куосманен

Кадр из фильма «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Одно из главных открытий года — подчеркнуто скромная и в этой скромности очень элегантная спортивная драма финна Юхо Куосманена. Хроника жертв и сверхчеловеческих преодолений в карьере самого известного финского боксера всех времен, претендента на мировой чемпионский титул в 1960-х, заканчивается неожиданным для кино такого жанра признанием в бессмысленности, незначительности спортивных триумфов в сравнении с покоем. В игре под названием жизнь ни победителей, ни проигравших быть не может.

В хороший для арабского кино год самым громким местным фильмом стало «Противостояние» египтянина Мохамеда Диаба — драма, ухитрившаяся успешно скрестить злободневность сюжета с универсальностью вневременного высказывания. «Противостояние» по своей структуре напоминает легендарные «12 разгневанных мужчин», только гневаются герои фильма, не решая чужую судьбу, а с собственной на волоске — исламисты и националисты после уличных протестов обнаруживают себя в одном автозаке, стен которого камера не покидает.

«Противостояние» (Eshtebak‎‎), Египет, режиссер — Мохамед Диаб

Кадр из фильма «Противостояние»

В хороший для арабского кино год самым громким местным фильмом стало «Противостояние» египтянина Мохамеда Диаба — драма, ухитрившаяся успешно скрестить злободневность сюжета с универсальностью вневременного высказывания. «Противостояние» по своей структуре напоминает легендарные «12 разгневанных мужчин», только гневаются герои фильма, не решая чужую судьбу, а с собственной на волоске — исламисты и националисты после уличных протестов обнаруживают себя в одном автозаке, стен которого камера не покидает.

Чилиец Пабло Ларраин может в этом году добиться редкого успеха: заслужить номинации на «Оскар» сразу с двумя фильмами. Если снятая в США «Джеки» наверняка будет отмечена в основных категориях вроде «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль» (для Натали Портман), то испаноязычный «Неруда» вполне конкурентоспособен в сравнении с другими иностранными картинами. Из истории изгнания величайшего латиноамериканского поэта Пабло Неруды из Чили Ларраин выстраивает тонкую и изобретательную драму контраста между гениальностью одиночки и моральными компромиссами целой страны.

«Неруда» (Neruda), Чили, режиссер — Пабло Ларраин

Кадр из фильма «Неруда»

Чилиец Пабло Ларраин может в этом году добиться редкого успеха: заслужить номинации на «Оскар» сразу с двумя фильмами. Если снятая в США «Джеки» наверняка будет отмечена в основных категориях вроде «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль» (для Натали Портман), то испаноязычный «Неруда» вполне конкурентоспособен в сравнении с другими иностранными картинами. Из истории изгнания величайшего латиноамериканского поэта Пабло Неруды из Чили Ларраин выстраивает тонкую и изобретательную драму контраста между гениальностью одиночки и моральными компромиссами целой страны.

Сингапурскому режиссеру Бу Джунфену всего 32 — тем не менее фильм более зрелый, чем его «Ученик мастера», еще поискать. История молодого вертухая, который становится подмастерьем тюремного палача, десятилетия назад казнившего его отца, складывается в метафору тупика, в который грехи отцов загоняют многих молодых сингапурцев. Далеко не каждая кинометафора при этом смотрится так увлекательно, как это кино — натуральный триллер.

«Ученик мастера» (Apprentice), режиссер — Бу Джунфен

Кадр из фильма «Ученик мастера»

Сингапурскому режиссеру Бу Джунфену всего 32 — тем не менее фильм более зрелый, чем его «Ученик мастера», еще поискать. История молодого вертухая, который становится подмастерьем тюремного палача, десятилетия назад казнившего его отца, складывается в метафору тупика, в который грехи отцов загоняют многих молодых сингапурцев. Далеко не каждая кинометафора при этом смотрится так увлекательно, как это кино — натуральный триллер.

Заслуживший немало восторгов на недавнем Венецианском фестивале «Почетный гражданин» поражает сначала непритязательной, почти документальной по манере использования цифровой камеры съемке. Но это прием, осознанно путающий зрителя, которого история заставит задуматься о парадоксальных связей между реальностью и вымыслом. В центре сюжета — давно живущий в Барселоне аргентинский литератор, нобелевский лауреат, сделавший себе имя сатирическими романами о своем родном захолустье. Когда он согласится приехать на родину, чтобы принять звание почетного гражданина, земляки, возмущенные тем, как он изображает их в своих книгах, зададут писателю пару болезненных вопросов.

«Почетный гражданин» (El Ciudadano Ilustre), Аргентина, режиссеры — Мариано Кон, Гастон Дюпра

Кадр из фильма «Почетный гражданин»

Заслуживший немало восторгов на недавнем Венецианском фестивале «Почетный гражданин» поражает сначала непритязательной, почти документальной по манере использования цифровой камеры съемке. Но это прием, осознанно путающий зрителя, которого история заставит задуматься о парадоксальных связей между реальностью и вымыслом. В центре сюжета — давно живущий в Барселоне аргентинский литератор, нобелевский лауреат, сделавший себе имя сатирическими романами о своем родном захолустье. Когда он согласится приехать на родину, чтобы принять звание почетного гражданина, земляки, возмущенные тем, как он изображает их в своих книгах, зададут писателю пару болезненных вопросов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше