В Еврейском музее и центре толерантности 8 ноября открылась выставка «Абстракция и образ», посвященная одному из самых дорогих ныне живущих современных художников. Герхард Рихтер стал одним из зачинателей «капиталистического реализма» в Западной Германии начала 60-х, а в 2005 году возглавил список журнала «Капитал» как самый успешный немецкий живописец. В 2012 году его картина «Абстрактная живопись (809-4)» установила рекорд на лондонском аукционе Sotheby's: ее продали за 34,2 миллиона долларов — прежде цена на произведения ныне живущих художников не достигала таких высот. А в 2013 году Рихтер побил свой же рекорд: самой дорогой из проданных картин этой категории стала его «Площадь перед Миланским собором» — 37 миллионов долларов.
Изображение: Gerhard Richter
Этой фотореалистичной картиной в 2013 году Рихтер побил собственный рекорд аукционной цены: «Площадь перед Миланским собором» была продана за 37 миллионов долларов, став самой дорогой картиной ныне живущего художника.
Изображение: Gerhard Richter
Полотно из серии Vermalungen («Раздробленности»), над которой художник работал в 1970-х годах: переплетения оттенков выбранного цвета (здесь: синий) создают впечатление вечного движения. Написаны с увеличенного фотоснимка краски.
Изображение: Gerhard Richter
Визитная карточка Герхарда Рихтера — размытые гиперреалистичные картины, срисованные с фотографии, которые сам художник называл абстрактными, не имеющими ничего общего с реальным образом. «Я пытался найти что-то не слишком явное, отсюда все эти банальные предметы; но с другой стороны, я пытался избежать того, чтобы банальное стало моей темой и торговой маркой».
Фото: Rune hellestad / Corbis / Getty Images
«Серое зеркало» — одна из самых известных работ Рихтера. Одно из таких цветных зеркал будет представлено на выставке в Еврейском музее. О своих абстрактных произведениях мастер говорил, что «на таких полотнах можно увидеть гораздо больше, чем на четко сфокусированном изображении», и эта формула, по-видимому, действительна для всех его работ. Чем более абстрактно произведение, тем богаче палитра, с помощью которой художник вызывает в воображении определенный образ, даже если речь идет о сером зеркале, в котором зритель увидит разве что свое отражение.
Изображение: Gerhard Richter
Герхард Рихтер известен прежде всего своими фотографическими, как бы размытыми картинами, балансирующими на грани гиперреализма и абстракции. Фотография сыграла огромную роль в творчестве художника, с середины 60-х годов он собирает снимки и вырезки из газет, вдохновляясь ими при создании своих полотен. Иногда Рихтер просто «перерисовывает» фотографию маслом на холсте.
Изображение: Gerhard Richter
Куратор выставки «Абстракция и образ» Пол Мурхаус пытается с помощью подборки работ передать сложную взаимосвязь этих понятий в творчестве Рихтера. Теряется ли образ за абстракцией? Пытается ли художник намеренно избавиться от образа или всего лишь переделывает конкретное в вечное?
Изображение: Gerhard Richter
Это первая из 54 картин серии «Ноябрь», которую Рихтер создал с помощью чернил на 27 листах бумаги: чернила впитывались, и на каждом листе образовалось по две картины — с лицевой и изнаночной стороны.
Изображение: Gerhard Richter
Museum Visits — серия фотографий с ретроспективы художника в Tate Modern в 2011 году, поверх которых Рихтер наложил слои краски. Но и работая с фотографиями, Рихтер отрицает какую-либо причастность своих произведений к реализму. «Когда я рисую с фотографии, сознательное мышление исключено. Я не знаю, что делаю. Моя работа гораздо ближе к Бесформенному, чем к любым формам "реализма". Фотография заключает в себе особую абстракцию, которая не так легко просматривается», — пишет он в середине 60-х.
Изображение: Gerhard Richter
Всего в серии Museum Visits 234 полотна, из которых на выставке будет представлено 24.
Изображение: Gerhard Richter
«Биркенау» — серия из четырех картин 2014 года, посвященная одноименному концлагерю, — была создана Рихтером на основе исторических фотографий 1944 года: художник переложил впечатления от увиденного им объекта (фотоснимка) на абстракцию, отдалившись от самого объекта настолько, насколько это возможно.