В XXI веке реактивная авиация, сменившая с 1940-х годов уже четыре поколения машин, переходит к очередному, пятому. Вслед за США, Россией и Китаем разрабатывать многофункциональные истребители по последнему слову техники пытаются и другие страны.
Требования к пятому поколению реактивной авиации в общих чертах сложились в следующий набор. Это радиолокационная и тепловая малозаметность, крейсерский сверхзвук (сверхзвуковая скорость, достигаемая без форсажа двигателей), сверхманевренность, многофункциональность, внутренний отсек для размещения вооружения, развитая информационная бортовая система, позволяющая вести всеракурсный обстрел целей, обладающая высокой степенью автоматизированности и включенная в единую боевую сеть.
Далеко не все машины, претендующие сейчас на звание изделия пятого поколения, демонстрируют все эти способности. «Лента.ру» собрала портретную галерею перспективной реактивной авиации XXI века.
Фото: Toby Melville / Reuters
Американский F-22 Raptor — первый в мире истребитель пятого поколения, принятый на вооружение (в декабре 2005 года) и выпускавшийся серийно. На данный момент производство прекращено, но регулярно возникают предложения запустить его заново.
Фото: Jeon Heon Kyun / Getty Images
Самолет выпускался как тяжелый многофункциональный истребитель для постепенной замены семейства F-15 Eagle. 187 строевых машин этого типа состоит на вооружении 11 истребительных авиакрыльев ВВС США. За рубеж машина не поставляется (и не планируется к продажам).
Фото: Matt Cardy / Getty Images
Второй американский истребитель пятого поколения — F-35 Lightning II. Машина считается легкой и должна заменить самолеты типа F-16, причем не только в США, но и у многочисленных союзников Вашингтона. Из-за этого истребителя уйдут на покой F/A-18, A-10 и AV-8. Общий объем выпуска по программе F-35 должен достичь 2,5 тысяч бортов. В 2015-2016 годах началась опытная эксплуатация первых образцов в соединениях ВВС и Корпуса морской пехоты, флот получит свою версию к 2018-му.
Фото: David Alexander / Reuters
Истребитель критикуют за невысокие характеристики, ставшие плодом конструкторского компромисса: на базе одного планера делали сразу три машины разного типа (для ВВС, флота и корпуса морской пехоты). В результате ВВС получили самолет, спроектированный с учетом того, что другая версия должна обеспечивать вертикальный взлет и посадку. Немало вопросов вызывает и способность машины отвечать полному комплексу требований к реактивной авиации пятого поколения.
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Российский ответ «раптору», наследник позднесоветской программы И-90, сейчас именуется ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»). Тяжелый многофункциональный истребитель ОКБ Сухого имени пока не имеет (конструкторский шифр платформы Т-50). На его базе будет создаваться индийский самолет программы FGFA.
Фото: Павел Головкин / AP
Впервые взлетел в январе 2010 года, в данный момент выходит на завершающую стадию испытаний. Насколько можно судить по заявлениям военных, в ближайшее время они купят установочную партию машин (12 единиц — штат эскадрильи) для опытной эксплуатации, а основные серийные поставки в интересах ВВС начнутся уже в 2020-е годы.
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Эта машина уже не полетит, но как памятник конструкторской мысли сохранится. Предложения микояновского КБ по многофункциональному фронтовому истребителю пятого поколения в ту же самую программу И-90 так и остались на бумаге, не считая этого прототипа, построенного к 2000 году.
Фото: China Daily / Reuters
Китай тоже участвует в гонке машин пятого поколения. Двухдвигательный J-20, впервые взлетевший в январе 2011 года, сочетает как оригинальные конструкторские идеи, так и решения, вполне прослеживаемые по проектам других стран (в частности, F-22, МиГ-1.44, F-35). В ноябре 2016 года его впервые показали публике на авиасалоне в Чжухае. В декабре того же года ВВС Китая получили первые строевые машины. Вопрос о реальном соотнесении J-20 со всем пакетом требований к пятому поколению остается открытым.
Фото: Liu Dawei / AP
Еще одно изделие китайского авиапрома, уже в среднем классе. Машина впервые взлетела в октябре 2012 года, в данный момент ведутся испытания двух прототипов. Как и в случае с J-20, реальная принадлежность самолета к пятому поколению на данном этапе оспаривается некоторыми экспертами.
Фото: Kyodo / Reuters
Легкий истребитель, разрабатываемый в Японии с 2004 года по программе ATD-X после того, как США официально отказались продавать Токио самолеты F-22. Утверждается, что в итоговом варианте машина будет обеспечивать крейсерский сверхзвук, нести радар с АФАР и обладать крайне низкой радиолокационной заметностью, но пока говорить о выполнении этих требований преждевременно.
Фото: spacebattles.com
Южная Корея тоже разрабатывает свой истребитель пятого поколения, но он пока не летает — в основном ездит по выставкам в виде перспективного макета. Это машина — вроде российского Су-35С, который считается «четвертым поколением с элементами пятого». В марте 2015 года Корея и присоединившаяся к ней в этой программе Индонезия привлекли в качестве партнера по разработке американскую корпорацию Lockheed Martin. Машина по действующим планам должна быть готова к 2023 году, но этот срок вызывает большие вопросы.
Фото: Wikipedia
Еще одно изделие с соревнований авиамоделистов. Помимо FGFA, разрабатываемого на базе российского Т-50, Индия хочет получить еще один истребитель пятого поколения. Россия также претендует на участие в этом конкурсе, но проект пока находится на самой ранней стадии. Какие-то работы по машине ведутся с 2008 года, хотя официально проект запущен только в 2011-м. На текущий момент можно аккуратно говорить о том, что в целом определены основные элементы технического облика машины.
Фото: Amir Pourmand / AP
Как понимать это изделие, представленное общественности в феврале 2013 года, решать читателям. Иран официально заявил о разработке истребителя пятого поколения Qaher-313. Эксперты, осмотрев многочисленные фотографии машины, не просто усомнились в том, что она способна соответствовать требованиям «поколения-5», но и ядовито поинтересовались, а взлетит ли она вообще, и если да, то какие продемонстрирует летно-технические характеристики.