С февраля по май в России прошли широкомасштабные учеты снежного барса — ирбиса. Инициатором переписи выступил Всемирный фонд дикой природы (WWF). С помощью снимков автоматических камер (фотоловушек) специалистам удалось подтвердить обитание 43-47 барсов на территории республик Алтай, Бурятия и Тыва. В стране осталось не более 70 особей этой редкой кошки. Главной угрозой для ирбисов в России остается браконьерство. Охотясь на кабаргу, браконьеры используют проволочные петли, в которые часто попадает и снежный барс. Кроме того, популяции барсов в Бурятии, например, угрожает хозяйственная деятельность человека. Ирбис и его среда обитания — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Заповедник «Убсунурская котловина» / WWF
Снежный барс до сих пор остается одним из самых малоизученных видов кошачьих во всем мире. Очень мало известно о биологии и экологии этого редкого хищника, а численность его в пределах современного ареала определена весьма условно. В России, по оценке экспертов WWF, не более 70 особей ирбиса. Наличие 47 из них документально подтверждено с помощью автоматических камер.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Сотрудники Сайлюгемского национального парка устанавливают на хребте Сайлюгем в Республике Алтай автоматическую камеру, реагирующую на движение. Такие фото и видеорегистраторы используют во всем мире для наблюдения за дикими животными в отсутствие человека. Это позволяет получать уникальные снимки зверей, ведущих скрытный образ жизни, в том числе неуловимого снежного барса. В дальнейшем ученые смогут подсчитать точное количество зафиксированных особей по расположению пятен на шкуре, так как оно индивидуально, как отпечатки пальцев.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Сотрудники Сайлюгемского национального парка (Республики Алтай) и рабочей группы группы «Азия — Ирбис» (Республика Бурятия) просматривают данные с фотоловушки, установленной на тропе снежного барса во время совместной поездки в мае 2017 года.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Видеоловушка Сайлюгемского национального парка, настроенная экспертами для съемки снежного барса, установлена на звериной тропе. До начала учетов все партнеры WWF на Алтае, в Тыве и Бурятии получили такие регистраторы для полевой работы в рамках проекта WWF и банка ВТБ по сохранению больших кошачьих в России. Кроме того, заповедники и национальные парки Алтая и Саян получили снегоходы, бинокли, полевую одежду, GPS-трекеры, спутниковые телефоны и т.д.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Козерог — основная пища снежного барса в Южной Сибири. Учеты этого года доказали: где есть козероги, там есть и ирбис. Так, на хребте Восточный Саян в Бурятии ситуация с козерогами, а следовательно и с барсами — плачевная. А в долине реки Аргут в Горном Алтае, в условиях надежной охраны от браконьеров и достаточного количества диких копытных популяция ирбиса даже увеличилась за последние несколько лет.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Еще недавно эта приграничная территория считалась малопригодной для обитания ирбиса, но во время учетов в этом году здесь зарегистрировали несколько особей. По инициативе и при поддержке WWF ученые продолжат работу на Сайлюгеме в этом году.
Изображение: природный парк «Тыва» / WWF
Несмотря на свое название, снег ирбисы не любят — трудно передвигаться и охотиться.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Снежный барс оставил на стволе дерева задиры. Такие отметины остаются, когда ирбис, как обычная домашняя кошка, точит когти. А еще такие метки позволяют разным особям обмениваться информацией, оставляя «автографы» в виде запаха.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
На Алтае снежный барс редко нападает на домашний скот. Местные скотоводы, живущие бок о бок с редкой кошкой, не часто встречаются с хищником. А в соседней Туве случаи нападения на скот нередки и в большинстве случаев заканчиваются гибелью ирбисов.
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Фото: Евгений Бутушев / WWF
Шкуры снежного барса, изъятые полицией у нелегальных перекупщиков в 2012 году в Республике Алтай. Браконьерство, в том числе охота на снежного барса ради шкуры или дериватов (частей) животного для нужд восточной медицины, остается одной из главных причин сокращения численности ирбиса в России.
Фото: WWF
Петли остаются самым страшным оружием браконьеров в местах обитания ирбиса. Проволочная удавка ставится на тропе, по которой перемещается зверь. Животное попадает в незаметную ловушку и душит себя. По мнению экспертов WWF, сегодня практически отсутствует целенаправленная добыча снежного барса «под заказ». Чаще зверь попадает в петли, расставленные на других животных, в частности на кабаргу, которую добывают ради мускусной железы.
Фото: Сайлюгемский национальный парк / WWF
Cнежного барса «поймала» фотоловушка WWF в Сайлюгемском национальном парке в Горном Алтае.