4 июля исполняется 90 лет Джине Лоллобриджиде — одной из лучших итальянских актрис ХХ века, невероятная популярность которой в 1950-1960-х впечатляет даже по современным меркам. Хватает историй о том, как толпы поклонников, мечтавшие хотя бы краешком глаза увидеть звезду, обрушили крышу бара в Каннах или бросались под колеса ее машины в Венеции. Как актриса Лоллобриджида сделала себе имя комедиями и костюмными эпосами — а когда перестала получать в кино предложения, которые были бы ей интересными, ушла на своих условиях, затем сделав успешную карьеру в фотожурналистике. Главные роли секс-символа итальянского кино — в галерее «Ленты.ру».
Фото: United Artists / Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
Партнерами Лоллобриджиды в мелодраме о цирковой жизни, которую снял режиссер знаменитого «Третьего человека» Кэрол Рид, были Берт Ланкастер и Тони Кертис.
Кадр: фильм «Хлеб, любовь и фантазия»
Одна из самых популярных итальянских комедий начала 1950-х хотя и была снята в соответствии со скупой эстетикой неореализма, беззастенчиво находила для своих персонажей утешение в любви и шутке — породив тем самым ярлык «розовый неореализм».
Фото: Entertainment pictures / Diomedia
Библейский эпос, ставший последним фильмом в карьере голливудского классика Кинга Видора, хвастал редкой для кино 1950-х сценой оргии — выход Лоллобриджиды в роли королевы Шебы, впрочем, даже кажется сдержанным, а игру актрисы критики хвалили, несмотря на то, что сам фильм не жаловали ни они, ни зрители.
Фото: Collection Christophel / Filmsonor / CFR / East News
Возможно, самый популярный фильм Лоллобриджиды для советского зрителя и первое в ее карьере полноценное костюмное кино — в каких впоследствии она снимется еще не раз. В 2003-м «Фанфана» переснимут с Пенелопой Крус в главной роли — и куда менее выразительным эффектом.
Фото: Entertainment pictures / Diomedia
При том, что в отличие от других див послевоенного кино, Лоллобриджиде не повезло оказаться в фильме большого режиссера на пике формы, с некоторыми классиками она все же поработала. Например, с Джоном Хьюстоном — и хотя «Посрами дьявола», сценарий которого написал Трумен Капоте, провалился в прокате, недавняя реставрация доказала, что речь о гипнотическом, преступно недооцененном фильме.
Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
Из множества экранизаций романа Гюго о любви звонаря-горбуна и цыганки самой канонической, пожалуй, до сих пор остается фильм Жана Деланнуа с Энтони Куинном и Джиной Лоллобриджидой.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
«Ночные красавицы» Рене Клера лихо отыгрывали сюжет, который современному зрителю мог бы показаться абсурдным эротоманским парафразом какого-нибудь «Кошмара на улице Вязов»: ночными фантазиями о красотках вроде Лоллобриджиды герой Жерара Филиппа доводит себя до паранойи и патологической боязни заснуть.
Фото: Photos 12 Cinema / DR / Diomedia
Впервые в Голливуде Лоллобриджида сыграет только в конце 1950-х — спустя десять лет после предложения Говарда Хьюза переехать в Америку, чтобы играть в спродюсированных им фильмах. Тем не менее опыт сотрудничества с американскими режиссерами к тому времени у нее уже будет солидным — благодаря таким европейским картинам с приглашенными из Голливуда постановщиками, как «Большая игра» Роберта Сьодмака.
Кадр: фильм «Римлянка»
В Италии культ Лоллобриджиды был невероятным уже к середине 1950-х — благодаря комедиям вроде «Хлеба, любви и фантазий» и таким мелодрамам, как «Римлянка» — в ней актриса сыграла проститутку с золотым сердцем, которая становится объектом притязаний бойца Сопротивления.
Кадр: фильм «Самая красивая женщина в мире»
Роль оперной певицы Лины Каваллери, для которой Лоллобриджида сама спела некоторые арии из «Тоски», принесла актрисе первый приз «Давид ди Донателло», так называемый итальянский «Оскар». Всего их в ее карьере будет три.
Фото: Entertainment pictures / Diomedia
К началу 1960-х слава Лоллобриджиды уже была по-настоящему международной — и переговоры с голливудскими продюсерами, выбирая роли, она вела с позиции силы. Предпочтения актриса тогда отдавала романтическим комедиям, в которых ее героини были не только неотразимы, но и неизменно остры на язык — как, например, фильм «Приходи в сентябре», принесший ей «Золотой глобус».
Фото: Keystone Features / Getty Images
По своей структуре фильм Жюля Дассена напоминает вестерн — с молчаливым героем-чужаком, спасающим жителей небольшого городка (и его главную красавицу) от тирании местного бандита. Того факта, что действие разворачивается в рыбацкой деревушке около Неаполя, современники не оценили, даже несмотря на участие Ива Монтана и Марчелло Мастроянни — как кажется спустя полвека с лишним, зря: это бодрое и выразительное кино, а также одна из лучших ролей Лоллобриджиды.