В Южной Америке, в Амазонии, по сей день живут люди, чей быт и уклад не менялся тысячелетиями: первобытные индейские племена. Они из поколения в поколение занимались охотой, собирательством и примитивным земледелием, исповедовали традиционные культы божеств природы, не знали благ цивилизации и не прибегали к помощи современной медицины.
Лишь в последние десятилетия в их жизнь проникли автотранспорт, телефонная связь, телевидение и антибиотики. А также любопытные туристы. Одними из них стали Елена Срапян и Александр Федоров, которые рассказали «Ленте.ру» о жизни современных индейцев амазонских племен: о том, как они охотятся, занимаются сельским хозяйством, воспитывают детей и проводят свободное время.
![Семья ашанинка — Фидель Лопес Шанкин, его жена Верна Лопес Агустин, их дети и внуки на реке около деревни Сардис, Перу. Ашанинка живут на юго-востоке Перу, в тропических лесах провинций Хунин, Паско, Уануко и Укаяли. Из-за политических конфликтов часть ашанинка мигрировала в бразильский штат Акри.
Ашанинка — не изолированное племя: они торговали с инками еще до высадки Франциско Писарро. При этом племя уделяет много внимания сохранению культуры: быт остается практически неизменным, традиционная одежда используется на праздниках и официальных мероприятиях, школы двуязычные.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130546542/preview_c00a08297735e21bc428da997c7c80e7.jpg)
Семья из племени ашанинка
Фото: Александр Федоров
Семья ашанинка — Фидель Лопес Шанкин, его жена Верна Лопес Агустин, их дети и внуки на реке около деревни Сардис, Перу. Ашанинка живут на юго-востоке Перу, в тропических лесах провинций Хунин, Паско, Уануко и Укаяли. Из-за политических конфликтов часть ашанинка мигрировала в бразильский штат Акри.
Ашанинка — не изолированное племя: они торговали с инками еще до высадки Франциско Писарро. При этом племя уделяет много внимания сохранению культуры: быт остается практически неизменным, традиционная одежда используется на праздниках и официальных мероприятиях, школы двуязычные.
![Ашанинка все еще практикуют рыбалку с луком. Для нее используются специальные стрелы-гарпуны с тремя или двумя прямыми зубцами. Раньше стрелы изготавливались из дерева, но сейчас ашанинка используют металлические наконечники.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130543553/preview_e563b3d26bf77c93ad8ab7f21064f88f.jpg)
Традиционная рыбалка ашанинка
Фото: Александр Федоров
Ашанинка все еще практикуют рыбалку с луком. Для нее используются специальные стрелы-гарпуны с тремя или двумя прямыми зубцами. Раньше стрелы изготавливались из дерева, но сейчас ашанинка используют металлические наконечники.
![Чистота — одно из главных правил дома ашанинка: земляной пол подметают три-четыре раза в день. Сейчас ашанинка живут преимущественно в домах на сваях, но в традиционном жилище циновки из листьев кокосовой пальмы кидали сразу на пол.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130529555/preview_cd50e83d37c0e13994ed61e2f69f7095.jpg)
Женщина-ашанинка в поселке Ла Флорида плетет новую метлу
Фото: Александр Федоров
Чистота — одно из главных правил дома ашанинка: земляной пол подметают три-четыре раза в день. Сейчас ашанинка живут преимущественно в домах на сваях, но в традиционном жилище циновки из листьев кокосовой пальмы кидали сразу на пол.
![Джеральд Даррелл, когда приезжал в Латинскую Америку в поисках зверей для европейских зоопарков, первым делом скупал деревенских домашних животных. С тех пор мало что изменилось: в деревне легко встретить разную экзотику, а попугаи всех видов живут почти в каждом доме.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130551121/preview_841b3594614b1df02acdfcc1932d7cdc.jpg)
Ребенок ашанинка с домашним питомцем
Фото: Александр Федоров
Джеральд Даррелл, когда приезжал в Латинскую Америку в поисках зверей для европейских зоопарков, первым делом скупал деревенских домашних животных. С тех пор мало что изменилось: в деревне легко встретить разную экзотику, а попугаи всех видов живут почти в каждом доме.
![Футбол — самое популярное развлечение в Латинской Америке. Деревни индейцев — не исключение.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130532863/preview_3ce860e32d0dd345299d358ffd040636.jpg)
Дети ашанинка играют в футбол
Фото: Александр Федоров
Футбол — самое популярное развлечение в Латинской Америке. Деревни индейцев — не исключение.
![У ашанинка сельское хозяйство очень развито, на своих полях-чакрах они выращивают более двадцати различных культур. Одна из самых популярных — какао: семена в сочной оболочке помещают в мешок, сливают сок, который пьют как освежающий напиток, а потом раскладывают содержимое мешка на солнце для сушки и ферментации. После какао-бобы продают в города, и там уже из них делают шоколад.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314130812317/preview_f42b0fe3e46ef26af17e56f4ea8684d0.jpg)
Сельхозработы в деревне ашанинка
Фото: Александр Федоров
У ашанинка сельское хозяйство очень развито, на своих полях-чакрах они выращивают более двадцати различных культур. Одна из самых популярных — какао: семена в сочной оболочке помещают в мешок, сливают сок, который пьют как освежающий напиток, а потом раскладывают содержимое мешка на солнце для сушки и ферментации. После какао-бобы продают в города, и там уже из них делают шоколад.
![Распространенный продукт питания в Амазонии — личинки сури, пальмового долгоносика Rhynchophorus palmarum. Их достают из подгнивших пальмовых стволов, и едят во всех видах — живыми, сырыми, жареными во фритюре и на гриле. Говорят, что в сыром виде личинки нежные и сливочные, а обжаренными похожи на бекон.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/14/20180314142329074/preview_bd0c99c309a181dfc773e8ce49e4c8b2.jpg)
Местные деликатесы — личинки насекомых
Фото: Александр Федоров
Распространенный продукт питания в Амазонии — личинки сури, пальмового долгоносика Rhynchophorus palmarum. Их достают из подгнивших пальмовых стволов, и едят во всех видах — живыми, сырыми, жареными во фритюре и на гриле. Говорят, что в сыром виде личинки нежные и сливочные, а обжаренными похожи на бекон.
![Трехступенчатый водопад Ханириани находится около деревни Сан-Хуан де Дьос. Тропа проходит на месте заброшенной дороги: 15 лет назад здесь начали строить электростанцию, и жители деревни активно волонтерили на стройке: надеялись на бесплатное электричество. Но что-то пошло не так, станцию забросили, джунгли поглотили дорогу, а красивейший водопад остался на месте.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135917006/preview_a86e725d550c62af8976a9badbab7542.jpg)
На водопаде Ханириани хотели построить ГЭС
Фото: Александр Федоров
Трехступенчатый водопад Ханириани находится около деревни Сан-Хуан де Дьос. Тропа проходит на месте заброшенной дороги: 15 лет назад здесь начали строить электростанцию, и жители деревни активно волонтерили на стройке: надеялись на бесплатное электричество. Но что-то пошло не так, станцию забросили, джунгли поглотили дорогу, а красивейший водопад остался на месте.
![Индейцы тикуна — многочисленное племя, живущее на берегах Амазонки в Колумбии и Бразилии. Самый знаменитый ритуал тикуна называется «пелазон»: его проводят, когда одна из девочек племени достигает полового созревания. Ритуал многоярусный: сначала девочка находится в изоляции — раньше ее сажали в отгороженный сегмент общинного дома-малоки на полтора-два года, сейчас этот срок не превышает трех месяцев.
Сама церемония длится в среднем три дня, и один из ее этапов — танцы в костюмах духов леса и гор. Раньше церемония завершалась буквальным вырыванием волос девочки всех до единого — от этого и пошло современное название ритуала (pelo — «волосы» в переводе с испанского), но сейчас эту кровавую процедуру запретили.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/14/20180314140104589/preview_ce678b9b3a554c111b6e997c0ef7dcca.jpg)
Инициация девочки племени тикуна
Фото: Александр Федоров
Индейцы тикуна — многочисленное племя, живущее на берегах Амазонки в Колумбии и Бразилии. Самый знаменитый ритуал тикуна называется «пелазон»: его проводят, когда одна из девочек племени достигает полового созревания. Ритуал многоярусный: сначала девочка находится в изоляции — раньше ее сажали в отгороженный сегмент общинного дома-малоки на полтора-два года, сейчас этот срок не превышает трех месяцев.
Сама церемония длится в среднем три дня, и один из ее этапов — танцы в костюмах духов леса и гор. Раньше церемония завершалась буквальным вырыванием волос девочки всех до единого — от этого и пошло современное название ритуала (pelo — «волосы» в переводе с испанского), но сейчас эту кровавую процедуру запретили.
![Дом яномами в поселке Окамо, Венесуэла. Яномами живут по обе стороны от хребта Сьерра-Парима на границе Венесуэлы и Бразилии. Это самое традиционное племя Венесуэлы: яномами, населяющие Сьерра-Париму, все еще живут в общинных домах шабоно и плохо знают испанский язык. Но вниз по Ориноко и ее притокам картина иная: несколько лет назад венесуэльское правительство начало строить яномами дома и школы, проводить электричество и ставить генераторы.
Эти резкие перемены заглохли очень быстро: в стране начался затяжной кризис. Теперь яномами живут как будто на останках цивилизации, а стройматериалы, ЛЭП и генераторы, на которые не хватает бензина, либо проданы, либо используются совсем не по назначению. Традиционные дома же в некоторых общинах заменили хижины из пальмовых листьев и государственного шифера.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314131039426/preview_23c8670e6b5f037719f5275799ad0b6a.jpg)
Деревня племени яномами
Фото: Александр Федоров
Дом яномами в поселке Окамо, Венесуэла. Яномами живут по обе стороны от хребта Сьерра-Парима на границе Венесуэлы и Бразилии. Это самое традиционное племя Венесуэлы: яномами, населяющие Сьерра-Париму, все еще живут в общинных домах шабоно и плохо знают испанский язык. Но вниз по Ориноко и ее притокам картина иная: несколько лет назад венесуэльское правительство начало строить яномами дома и школы, проводить электричество и ставить генераторы.
Эти резкие перемены заглохли очень быстро: в стране начался затяжной кризис. Теперь яномами живут как будто на останках цивилизации, а стройматериалы, ЛЭП и генераторы, на которые не хватает бензина, либо проданы, либо используются совсем не по назначению. Традиционные дома же в некоторых общинах заменили хижины из пальмовых листьев и государственного шифера.
![Так выглядят традиционные индейские племена в эпоху смартфонов.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314131423942/preview_a8b6c62f8360a974fc0c3964e3d918af.jpg)
Тикуна в церемониальных костюмах
Фото: Александр Федоров
Так выглядят традиционные индейские племена в эпоху смартфонов.
![Эту капибару зовут Камилла, и ей всего три месяца. Хозяин Эстебан Анхель разрешает туристам фотографироваться с Камиллой, но не больше пяти снимков в день — маленькая капибара устает. За фото Эстебан с Камиллой берут 5000 колумбийских песо (около ста рублей).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314132425731/preview_c40a0accddd9446a3b3d4acc6e6b9c8f.jpg)
Капибара-фотомодель
Фото: Александр Федоров
Эту капибару зовут Камилла, и ей всего три месяца. Хозяин Эстебан Анхель разрешает туристам фотографироваться с Камиллой, но не больше пяти снимков в день — маленькая капибара устает. За фото Эстебан с Камиллой берут 5000 колумбийских песо (около ста рублей).
![Эрардо Санчесу больше 60 лет, и он — один из редких жителей деревни Сан-Мартин де Амакаяку, которые все еще охотятся с духовым ружьем. Однажды он пустил стрелу с кураре так вертикально, что она вернулась и попала ему в лоб. Эрардо упал замертво, и спас его семилетний сын, который на себе принес папу обратно в деревню. Неизвестно, насколько правдива эта история, но яд кураре действительно мощный — этой небольшой баночки синьору хватает на восемь-девять месяцев.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314132243000/preview_9cef1e219d1b8b2f17ec4e7bb2fbf90a.jpg)
Охотник Эрардо Санчес
Фото: Александр Федоров
Эрардо Санчесу больше 60 лет, и он — один из редких жителей деревни Сан-Мартин де Амакаяку, которые все еще охотятся с духовым ружьем. Однажды он пустил стрелу с кураре так вертикально, что она вернулась и попала ему в лоб. Эрардо упал замертво, и спас его семилетний сын, который на себе принес папу обратно в деревню. Неизвестно, насколько правдива эта история, но яд кураре действительно мощный — этой небольшой баночки синьору хватает на восемь-девять месяцев.
![Миграция в город — привычное явление для деревень, но в общине тикуна есть и обратное движение. Восемнадцатилетний Хорхе Эдуардо переехал в Сан-Мартин из Летисии — теперь он живет со своей девушкой Кариной и ее семьей, помогает по хозяйству, а по вечерам гоняет в футбол с местными пацанами.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314131951553/preview_867d68c6ed5e8ee7a23a40176b4857ae.jpg)
Пара влюбленных тикуна
Фото: Александр Федоров
Миграция в город — привычное явление для деревень, но в общине тикуна есть и обратное движение. Восемнадцатилетний Хорхе Эдуардо переехал в Сан-Мартин из Летисии — теперь он живет со своей девушкой Кариной и ее семьей, помогает по хозяйству, а по вечерам гоняет в футбол с местными пацанами.
![В общине нечего делать после захода солнца, и телевизор — главное развлечение. Наравне с распитием масато — слабоалкогольного напитка из маниока.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/14/20180314140536766/preview_7a8bec11704bea2aab4e9340e50359ea.jpg)
Члены общины тикуна смотрят телевизор
Фото: Александр Федоров
В общине нечего делать после захода солнца, и телевизор — главное развлечение. Наравне с распитием масато — слабоалкогольного напитка из маниока.
![Это не ночной клуб — просто владелец дома для красоты повесил на веранду диско-шар. Днем это небольшая торговая лавка.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314131652133/preview_4b037bfb707a9a2a072511e90c6cc81b.jpg)
Лавка в поселении тикуна
Фото: Александр Федоров
Это не ночной клуб — просто владелец дома для красоты повесил на веранду диско-шар. Днем это небольшая торговая лавка.
![Леса ваорани богаты дичью, а индейцы — прекрасные охотники. Когда-то у ваорани не было лодок, поэтому рыбная ловля никогда не была приоритетной. Зато по сельве они легко проходят 20-30 километров в день. До сих пор мясо свинок пекари и других животных составляет основу белковой части рациона ваорани.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/14/20180314141844362/preview_d55aefa4c1490812cde9950c421afccf.jpg)
Охотники ваорани
Фото: Александр Федоров
Леса ваорани богаты дичью, а индейцы — прекрасные охотники. Когда-то у ваорани не было лодок, поэтому рыбная ловля никогда не была приоритетной. Зато по сельве они легко проходят 20-30 километров в день. До сих пор мясо свинок пекари и других животных составляет основу белковой части рациона ваорани.
![Тапиры — редкая добыча. Берега Ориноко бедны дичью, поэтому подстрелить взрослого тапира — большая удача для всей общины.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314133418029/preview_c9795bb760f06d786bd050b1715c1ad2.jpg)
Возвращение индейцев яномами с охоты
Фото: Александр Федоров
Тапиры — редкая добыча. Берега Ориноко бедны дичью, поэтому подстрелить взрослого тапира — большая удача для всей общины.
![Традиционный дом ваорани — онко: двускатная крыша, покрытая пальмовыми листьями.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/14/20180314141851610/preview_6cc75ad080fa2e756629e4a6510f90cd.jpg)
Интерьер дома ваорани
Фото: Александр Федоров
Традиционный дом ваорани — онко: двускатная крыша, покрытая пальмовыми листьями.
![Ачоте — название тропического растения бикса аннатовая Bíxa orellána, пришедшее из языка ацтеков. Это самый распространенный краситель в Амазонии: раньше им только делали рисунки на теле и окрашивали пальмовые волокна, а сейчас это широко используемый пищевой краситель, который экспортируется в разные страны мира.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314133422184/preview_18733493c8b8848931b63b1cad1102fc.jpg)
«Макияж» ваорани
Фото: Александр Федоров
Ачоте — название тропического растения бикса аннатовая Bíxa orellána, пришедшее из языка ацтеков. Это самый распространенный краситель в Амазонии: раньше им только делали рисунки на теле и окрашивали пальмовые волокна, а сейчас это широко используемый пищевой краситель, который экспортируется в разные страны мира.
![Чонта, или персиковая пальма Bactris gasipaes, — главное растение в культуре ваорани. От времени урожая чонты отсчитывался год. Плоды этой пальмы отваривают 2-3 часа с маслом и солью, готовыми они по вкусу похожи на сладковатый картофель.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314133924734/preview_e7ec864ab245846be0c4ae1f769e841b.jpg)
Сбор плодов чонты
Фото: Александр Федоров
Чонта, или персиковая пальма Bactris gasipaes, — главное растение в культуре ваорани. От времени урожая чонты отсчитывался год. Плоды этой пальмы отваривают 2-3 часа с маслом и солью, готовыми они по вкусу похожи на сладковатый картофель.
![Затерянные в джунглях индейцы умеренно пользуются благами цивилизации.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314133413341/preview_ea0b0c3578b2537c4c122c63ac58be1c.jpg)
Ваорани за приготовлением еды
Фото: Александр Федоров
Затерянные в джунглях индейцы умеренно пользуются благами цивилизации.
![Дротики, тыква с хлопком и обезьяний череп — охотничьи атрибуты в доме Пенти.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314134147491/preview_e258bb53d95d71baf20d78b3597ccb48.jpg)
В доме охотника Пенти
Фото: Александр Федоров
Дротики, тыква с хлопком и обезьяний череп — охотничьи атрибуты в доме Пенти.
![Этот малыш живет с родителями в одинокой хижине в верховьях реки Кононако. Кажется, он сломал руку. Пенти на лодке привез маму и ребенка в Бамено: отсюда их утром другого дня заберет военный вертолет, который доставит малыша на обследование в столицу штата.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314132704875/preview_28aa0740d0a9be167c25b5a0ee778c1b.jpg)
Индейский ребенок ждет современной медицинской помощи
Фото: Александр Федоров
Этот малыш живет с родителями в одинокой хижине в верховьях реки Кононако. Кажется, он сломал руку. Пенти на лодке привез маму и ребенка в Бамено: отсюда их утром другого дня заберет военный вертолет, который доставит малыша на обследование в столицу штата.
![Большая часть ваорани спит в гамаках из пальмового волокна — это традиционный рукодельный промысел. Волокна обычно натурального или красного цвета, причем красят их в основном тертой корой дерева уэпета, и только иногда — ачоте.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135330703/preview_6beb3203f07e2b71376888cab85747d2.jpg)
Гамаки ваорани
Фото: Александр Федоров
Большая часть ваорани спит в гамаках из пальмового волокна — это традиционный рукодельный промысел. Волокна обычно натурального или красного цвета, причем красят их в основном тертой корой дерева уэпета, и только иногда — ачоте.
![Традиционная игра, по сути напоминающая бильярд: нужно выбивать высушенные и отполированные орехи из круга.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135655538/preview_d2634e7f1b5190a2f821a9f4134ceab7.jpg)
Игра индейских детей
Фото: Александр Федоров
Традиционная игра, по сути напоминающая бильярд: нужно выбивать высушенные и отполированные орехи из круга.
![Родители животного попались охотнику, а малыша забрали домой. Пока тапиры маленькие, они сохраняют яркую полосатую расцветку, но взрослый тапир серый и очень большой: его вес достигает 130 килограммов.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135417335/preview_beaafc2cec1c2d2ee6289f49834136b9.jpg)
Маленький тапир, домашний питомец яномами
Фото: Александр Федоров
Родители животного попались охотнику, а малыша забрали домой. Пока тапиры маленькие, они сохраняют яркую полосатую расцветку, но взрослый тапир серый и очень большой: его вес достигает 130 килограммов.
![Традиционное каноэ-долбленка на реке Окамо.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135224993/preview_3f8ac9d212790be0340c40bd2cdeafb2.jpg)
Яномами рыбачит
Фото: Александр Федоров
Традиционное каноэ-долбленка на реке Окамо.
![Яномами из общины Санта-Барбара вернулись с удачной охоты. У племен так мало еды, что тушку оленя разделят между тремя деревнями: Санта-Барбарой, Окамо и Лечосос. Мясо яномами никогда не жарят, только варят час-полтора в простой воде и едят с бульоном, куда крошат маниоковую крупу и маниоковые же лепешки кассаве.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135106389/preview_6b1ccf1e715580ec01f50c31c8209f14.jpg)
Охотники яномами добыли оленя
Фото: Александр Федоров
Яномами из общины Санта-Барбара вернулись с удачной охоты. У племен так мало еды, что тушку оленя разделят между тремя деревнями: Санта-Барбарой, Окамо и Лечосос. Мясо яномами никогда не жарят, только варят час-полтора в простой воде и едят с бульоном, куда крошат маниоковую крупу и маниоковые же лепешки кассаве.
![Яномами, как и большинство других племен Амазонии, практикуют подсечно-огневое земледелие: это позволяет избавиться от деревьев и сделать бедную минералами и полезными веществами почву сельвы более плодородной. Срок жизни такого поля невелик: каждые два-три года нужно выжигать новый участок.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135148804/preview_8950f5398d8de0b2ccb7c17ee786b13f.jpg)
Дети яномами купаются на заболоченном поле
Фото: Александр Федоров
Яномами, как и большинство других племен Амазонии, практикуют подсечно-огневое земледелие: это позволяет избавиться от деревьев и сделать бедную минералами и полезными веществами почву сельвы более плодородной. Срок жизни такого поля невелик: каждые два-три года нужно выжигать новый участок.
![Индианки идут от ручья в поселке Ла Эсмеральда, верховья Ориноко. Несмотря на величину поселка, водопровода тут нет, и стирать все приходят к небольшому ручью с чистой водой.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314135114033/preview_d53806e0dab06258687af81864ccc207.jpg)
Индианки несут белье для стирки
Фото: Александр Федоров
Индианки идут от ручья в поселке Ла Эсмеральда, верховья Ориноко. Несмотря на величину поселка, водопровода тут нет, и стирать все приходят к небольшому ручью с чистой водой.
![Гора Дуида — юго-восточный форпост Гвианского нагорья, знаменитого своими столовыми горами. Есть легенда, что на поверхности плато Дуиды раскинулись озера, полные изумрудов, бриллиантов и других драгоценных камней. Склоны горы действительно приносят много богатств: несколько золотых шахт все еще привлекают в Эсмеральду старателей из разных стран Латинской Америки, хотя официально пребывание иностранцев в регионе строго ограничено армией Венесуэлы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/14/13/20180314134909971/preview_236d0c5ebee1f85e3e35c08c8cb1cb4b.jpg)
Гора Дуида
Фото: Александр Федоров
Гора Дуида — юго-восточный форпост Гвианского нагорья, знаменитого своими столовыми горами. Есть легенда, что на поверхности плато Дуиды раскинулись озера, полные изумрудов, бриллиантов и других драгоценных камней. Склоны горы действительно приносят много богатств: несколько золотых шахт все еще привлекают в Эсмеральду старателей из разных стран Латинской Америки, хотя официально пребывание иностранцев в регионе строго ограничено армией Венесуэлы.