На протяжении XX века НАСА (и его предшественник — НАКА) использовало аэродинамические трубы для испытаний и усовершенствования конструкций самолетов, космических аппаратов и многих других транспортных средств. В научно-исследовательском центре Лэнгли (штат Вирджиния) и исследовательском центре Эймса (штат Калифорния) были построены десятки туннелей для имитации высокой скорости ветра, турбулентности, обледенения и ионизации. Некоторые сооружения достигали гигантских размеров, однако в 1990-х годах развитие компьютерного моделирования привело к тому, что часть старых объектов снесли. Коллекция фотографий аэродинамических труб НАСА — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Bill Taub / NASA
Техник открывает дверь, встроенную в направляющий аппарат 16-футовой трансзвуковой аэродинамической трубы научно-исследовательского центра Лэнгли. Этот комплекс, диаметр секции которого достигает 16 футов (около 5 метров), был построен в 1939 году и отремонтирован в 1990 году. Ветер в трубе может разгоняться до околозвуковых или сверхзвуковых скоростей (от 241 до 1600 километров в час).
В изгибах трубы находятся четыре направляющих аппарата, которые имеют форму овала и пересекают трубу под углом 45 градусов. Их лопатки равномерно перенаправляют воздушные потоки, мчащиеся по туннелю длиной 300 метров. В их отсутствие воздушные массы скапливались бы на внешней стороне изгиба, создавая турбулентность, которая сделала бы испытания невозможными. Недавно трубу использовали для разработки прямоугольных (плоских) сопел новой конструкции, способных направлять выхлопной поток в любую сторону. Такой метод векторизации тяги позволит разработать военные самолеты с очень маленьким хвостом или вовсе без хвостового оперения.
Фото: Langley Research Center / NASA
Воздухозаборник для туннеля номер один. В 1920 году Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (НАКА) завершил строительство первого аэродинамического комплекса, являющегося аналогом туннеля в Великобритании. Сотовая структура обеспечивает устойчивый, нетурбулентный поток воздуха.
Фото: Langley Research Center / NASA
Высокоскоростная аэродинамическая труба, расположенная в строении 641 в научно-исследовательском центре Лэнгли, представляет собой железобетонную конструкцию, в которой скорость ветра достигает скорости звука.
Фото: Library of Congress
Полноразмерный разведывательный гидросамолет Loening SL установлен для тестирования в аэродинамической трубе научно-исследовательского центра Лэнгли.
Фото: Langley Research Center / NASA
Инженер Чарльз Циммерман (Charles Zimmerman) разработал экспериментальный самолет Vought V-173, прозванный «летающим блином». Вертикальный взлет и посадка делали машину пригодной для размещения на палубах военных судов. Прототип, на основе которого был создан палубный истребитель Vought XF5U, испытывался в аэродинамической трубе 28 ноября 1941 года.
Фото: Langley Research Center / NASA
Пятиметровая лопасть вентилятора высокоскоростной аэродинамической трубы, 1943 год.
Фото: Langley Research Center / NASA
Вид изнутри на строительство сужающейся части аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса, июль 1943 года.
Фото: Langley Research Center / NASA
Шесть 12-метровых вентиляторов в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса. Каждый из них приводится в движение электрическим мотором мощностью 6 тысяч лошадиных сил (около 4,5 мегаватта). Скорость генерируемого воздушного потока может достигать 370 километров в час.
Фото: NASA
Высокоскоростной аэродинамический комплекс Лаборатории аэронавтики Эймса, 1 марта 1948 года.
Фото: Langley Research Center / NASA
Выходная часть аэродинамической трубы и вентиляторы диаметром около 11 метров, мощность электродвигателей которых достигает 4 тысяч лошадиных сил (около 3 мегаватт).
Фото: NASA
Фото: Langley Research Center / NASA
В левом нижнем углу фотографии виден кусок винта, который был сорван у испытательного вертолета во время тестирования в аэродинамической трубе в научно-исследовательском центре Лэнгли, 1948 год.
Фото: NASA
Летательный аппарат вертикального взлета AvroVZ-9V Avrocar с хвостовым оперением. Машина была установлена на стойках с регулируемой высотой в аэродинамической трубе 3 марта 1961 года. Avrocar обладал плохими аэродинамическими характеристиками, поэтому проект был закрыт.
Фото: NASA
Фото: NASA
Фото: Tom Trower / NASA
Фото: Langley Research Center / NASA
Испытательный прототип сверхзвукового самолета на тестировании в научно-исследовательском центре Лэнгли.
Фото: Langley Research Center / NASA
Вид с высоты на трансзвуковую аэродинамическую трубу в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1980 году.
Фото: NASA
Исследователь проверяет скопление льда на гондоле турбовинтового двигателя в ледяной аэродинамической трубе в 1983 году. Гондола была установлена на боку, чтобы разместить входное отверстие по центру в облачной среде.
Фото: Sean Smith / Langley Research Center / NASA
После своего закрытия в 1996 году трансзвуковая аэродинамическая труба была снесена в 2011-м.
Фото: Langley Research Center / NASA
Снос строений 640 и 641 научно-исследовательского центра Лэнгли.