Российская экспедиция на яхте Liberty добралась до Командорских островов в Беринговом море — места, где проходит морская граница Российской Федерации и США, а также международная линия перемены дат. Попасть на Командоры непросто. В единственный населенный пункт на крупнейшем из островов, острове Беринга, — в село Никольское, — летают самолеты, но взлетная полоса на аэродроме грунтовая, и в плохую погоду он закрыт. Причем, как отмечают местные жители, плохая погода там практически всегда.
Море в районе островов бурное, часто бывают шторма. Из-за постоянных циклонов и нестабильной погоды путешествие на яхте до Командор — опасная затея. Но все же 250 миль морем в одну сторону показались путешественникам более предпочтительным вариантом, нежели ожидание летной погоды в течение неопределенного времени. Организатор экспедиции Nikon Special Project, фотограф Кирилл Умрихин, рассказал «Ленте.ру», чем замечателен этот затерянный уголок российской территории у самого обреза карты, и почему ради путешествия на Командоры стоит рискнуть.
Фото: Кирилл Умрихин
В экспедиции участвовали профессиональные спортсмены — чемпион мира по кайту Петр Тюшкевич и Николай Рахматов. До них берега острова Беринга еще не видели кайтеров. Океанское побережье Командор было бы идеальным местом для серфинга и кайтинга, если бы не сложные погодные условия. Вода большую часть года очень холодная. Но настоящих экстремалов это не остановило: теплые гидрокостюмы — и на волну.
Фото: Кирилл Умрихин
Командорские острова состоят из двух больших островов — острова Беринга и острова Медный — и нескольких мелких необитаемых островков. Остров Медный сейчас также необитаем, только в летнее время там работают ученые. Медный открыл и назвал промышленник Емельян Басов.
Фото: Кирилл Умрихин
Острова открыли во время второй Камчатской экспедиции командора Витуса Беринга в 1741 году. Когда экспедиция уже возвращалась в Россию, его корабль разбился во время осеннего шторма. Моряки было решили, что уже добралась до берегов Камчатки, но быстро поняли, что находятся на острове, где были вынуждены зазимовать. 8 декабря 1741 года Беринг умер от болезни. В память о нем остров назвали островом Беринга, а группу из двух островов — Командорскими. Когда было решено продать Аляску и Алеутские острова, могила Беринга стала одной из причин сохранения Командор в составе Российской империи.
Фото: Кирилл Умрихин
Природная скальная арка названа в честь Георга Вильгельма Стеллера, немецкого ученого, врача, геолога и естествоиспытателя, который принимал участие в экспедиции Витуса Беринга. Стеллер определил на месте научный факт достижения экспедицией Беринга берегов американского континента. Также Стеллер считается первым белым человеком, ступившим на землю Аляски.
Фото: Кирилл Умрихин
Когда экспедиция Беринга высадилась на Командорских островах, там водилось несколько видов баклана. Путешественники дали им названия: берингов баклан (по-латыни этот вид называется Phalacrocorax pelagicus), стеллеров баклан (Phalacrocorax perspicillatus, названный по имени Георга Вильгельма Стеллера, первым его описавшего), и краснолицый баклан (Phalacrocorax urile). Пернатые хищники гнездятся на скалах и охотятся в океане.
Фото: Кирилл Умрихин
Сейчас на Командорах живут только беринговы и краснолицые бакланы (последний занесен в Красную книгу). Стеллеровы бакланы служили основной пищей для команды экспедиции Беринга во время зимовки на Командорах. По размеру (вес взрослой особи достигал 6 килограммов) они в два с половиной раза превосходили краснолицего баклана. Так как стеллеров баклан был не способен к полету и на него было легко охотиться, птицу полностью истребили к 1852 году. Стеллер был единственным ученым, который видел баклана живым и описал этот вид.
Фото: Кирилл Умрихин
В селе Никольском сейчас живет чуть менее 800 человек. Около трех сотен из них — алеуты по национальности. Ярко раскрашенные дома разнообразят суровый монохромный пейзаж. В селе есть православный храм.
Фото: Кирилл Умрихин
Единственный населенный пункт на крайнем востоке Советского Союза никак не мог обойтись без памятника вождю мирового пролетариата. Сносить его не стали и даже время от времени подновляют и красят, но вот Доска почета местных ударников труда давно пустует.
Фото: Кирилл Умрихин
Художник и путешественник Сергей Пасенюк в советское время работал в Командорском госпромхозе промысловиком. Ловил рыбу, охотился на норку и песца. В 1990-е увлекся парусным спортом, купил и сам оснастил небольшую яхту, в одиночку пересек на ней Берингово море с Камчатки на Аляску и написал об этом книгу «Соло через Берингово море» со своими графическими иллюстрациями.
Фото: Кирилл Умрихин
Николай Геннадиевич Яковлев, коренной алеут с острова Медный (в настоящее время остров необитаем), в национальной одежде. Яковлев увлекается игрой на народных инструментах, в том числе на балалайке.
Фото: Кирилл Умрихин
Если новые дома в Никольском построены по современным технологиям и раскрашены в яркие цвета, то старые избы практически ничем не отличаются от крестьянских домов на материке.
Фото: Кирилл Умрихин
Старые дома в поселке, в его нижней части, возведены на фундаментах-подклетах из дикого бутового камня. Многие из них пустуют еще со времен СССР: после цунами на Курилах власти приказали переселить жителей выше, на сопку.
Фото: Кирилл Умрихин
В советские времена на острове был госпромхоз, где выращивали пушных животных на мех. Сейчас былое хозяйство пребывает в запустении, навесы для клеток почти разрушены.
Фото: Кирилл Умрихин
В России косатка — морское хищное млекопитающее отряда китообразных, подотряда зубатых китов (Odontoceti), семейства дельфиновых — встречается обычно у островов Курильской гряды и у Командорских островов.
Фото: Кирилл Умрихин
Арий Камень — четвертый по величине остров Командорского архипелага, 53-метровая скала в 6,3 километра к западу от острова Беринга. На острове окружностью около 1 километра нет пресной воды, но его облюбовало множество пернатых. Кроме бакланов, там обитают чайки, кайры, ипатки, чистики, моевки, буревестники и другие виды птиц.
Фото: Кирилл Умрихин
Топорок — один из главных обитателей берегов Командорских островов. В честь них назван один из малых островов недалеко от села Никольского: на островке гнездится более 60 тысяч пар топорков. Они селятся колониями на побережье океана, мощным клювом отрывая норы в слое торфа, песчаном или галечниковом грунте. Местные жители охотились на этих птиц: у них съедобное мясо и яйца, а шкурки шли на шитье парок — непромокаемых курток.
Фото: Кирилл Умрихин
Сейчас на Командорских островах живет одна пятая мировой популяции морских котиков — около 300-350 тысяч особей. В XVIII веке, когда здесь высадился Витус Беринг, популяция насчитывала около 2 миллионов животных, но к началу XX века человек практически уничтожил местных котиков.
Фото: Кирилл Умрихин
Глазастые морские котики особенно похожи на своих сухопутных тезок, когда охотятся.
Фото: Кирилл Умрихин
Дело «О морских котиках Берингова моря» — судебный прецедент 1893 года, касавшийся промысловой охоты на этих животных в XIX веке, считается первым известным международным арбитражем экологического характера.