Утром в пятницу, 26 октября, в московской больнице умер Николай Караченцов. Артисту, прославившемуся ролями в таких фильмах, как «Человек с бульвара Капуцинов», «Старший сын» и «Собака на сене», было 73 года.
Он был не только актером, но и певцом — «Антология песен Николая Караченцова» едва поместилась на 12 дисках, да и в картинах он постоянно пел: например, знаменитую «Суть джентльмена» в «Тресте, который лопнул». Он был в прямом смысле русским Жаном-Полем Бельмондо — в русской озвучке французский актер говорит именно голосом Караченцова.
Последние годы жизни прошли для актера тяжело: в 2017 году он попал в ДТП — случилось это спустя ровно 12 лет после аварии 2005-го, когда артист почти месяц провел в коме. С тех пор ему так и не удалось восстановить речевые функции — а за год до смерти у него обнаружили рак.
Каким запомнится Николай Караченцов — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Старший сын»
Николай Караченцов в 1967-м с отличием закончил Школу-студию МХАТ — и сразу начал сниматься в кино. Первые его роли были небольшими, зато сразу в культовых лентах Марка Захарова, например в «12 стульях» и «Доме, который построил Свифт». Роль в «Старшем сыне» — тоже из ранних, но считается одной из его лучших работ, которая и принесла ему первую славу.
Кадр: фильм «Приключения Электроника»
Одной из культовых картин с участием Караченцова стал фильм «Приключения Электроника» — один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа. А ведь Караченцова могло и не быть в этой ленте — изначально на роль Урри хотели взять Леонида Каневского.
Кадр: фильм «Белые росы»
В «Белых росах» 1983-го Караченцов сыграл Ваську — младшего сына главного героя. В конце картины герой возвращается из милиции — но отказывается идти к жене. В 2013-м Караченцов снялся в сиквеле «Белые Росы. Возвращение», где его повзрослевший персонаж наконец вернулся к супруге. Съемки проходили уже после аварии, когда речь артиста была затруднена, поэтому роль была практически без слов.
Кадр: фильм «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-й»
В историческом сериале Светланы Дружининой «о нелегкой женской доле» русских императриц Караченцов сыграл Петра I.
Кадр: фильм «Красная площадь»
Роль в «Красной площади» — всего третья в фильмографии Караченцова. В титрах, как это иногда случалось с актером, его фамилия прописана с ошибкой: «Караченцев».
Кадр: фильм «Дамы приглашают кавалеров»
Караченцова часто брали на роли отрицательных персонажей. Действительно, изображать шулера-альфонса, как в фильме «Дамы приглашают кавалеров», у него получалось отлично — вероятно из-за того, что даже в расслабленном состоянии его лицо как будто само собой складывалось в ухмылку.
Кадр: фильм «Криминальный квартет»
«Мы живем в эпоху дилетантов: я сужу об этом исходя из того, как у нас руководят на самых высоких постах, отчего замерзают районы и проваливаются дома. Кинематограф — не исключение», — говорил Караченцов.
Кадр: фильм «Собака на сене»
Роль маркиза Рикардо, которую исполнил Караченцов в фильме «Собака на сене», изначально предполагалось отдать Михаилу Боярскому. В итоге последний сыграл Теодоро, на роль которого пробовались Олег Янковский и Олег Даль. Для Караченцова роль в картине стала в каком-то смысле поворотной: именно в этом фильме Караченцов впервые запел с экрана.
Фото: Sputnik / Alamy / Diomedia
«Мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова "я" и "устал". Он может один раз в жизни сказать: "Нет больше сил!" — и умереть», — рассказывал актер.
Кадр: фильм «Человек с бульвара Капуцинов»
Сначала на роль ковбоя Билли в «Человеке с бульвара Капуцинов» утвердили Алексея Жаркова. Чтобы заполучить роль, Караченцов, которому предложили сыграть Черного Джека, убедил режиссера Аллу Сурикову провести его пробы в постановочной драке и в итоге роль получил. После этого Жарков несколько лет с Суриковой не разговаривал.