Мы не устаем повторять, что у кино не бывает плохих лет: если вдруг не оправдывают ожидания большие голливудские блокбастеры, то всегда (а порой — спустя годы) находится выразительное и долгоиграющее авторское или независимое кино — и конечно, нередко случается и обратное. Вот и в 2019 году с лихвой хватает картин, ожидание которых вполне способно скрасить обычно блеклый в плане прокатных релизов январь. В диапазоне от комиксных суперфиналов («Мстители») до новых работ живых классиков (Скорсезе, Джармуш, Малик) и гениев мирового киноандерграунда (Апичатпон Верасетакун). «Лента.ру» называет двадцать фильмов, пришествие которых в 2019-м вызывает у нас особенный трепет.
Кадр: фильм «Мстители: Финал»
Неотвратимость, с которой выходят на экраны все новые и новые картины из киновселенной Marvel (в этом году нас также ждут очередной фильм о Человеке-пауке и дебютный — о Капитане Марвел), уже успела порядком утомить. Тем, впрочем, любопытнее, как все же закончится долгоиграющий цикл приключений Мстителей первого созыва, половина которых (вместе с половиной обитателей вселенной) в прошлом году усилиями ходячего мема Таноса благополучно рассыпалась на атомы. После «Финала», к слову, отделаться от Мстителей не получится — но, очевидно, их следующая итерация уже будет отличаться от нынешней. В прокате с 25 апреля.
Фото: SteveSands / NewYorkNewswire / MEGA/EAST NEWS
Возможно, самый уважаемый американский кинематографист нашего времени Мартин Скорсезе пытался запуститься с «Ирландцем» — основанной на реальных событиях биографии профсоюзного работника Фрэнка Ширана, подрабатывавшего киллером мафии, — не менее 10 лет. Когда же до съемок все-таки дошло, режиссер, очевидно, решил не мелочиться: бюджет «Ирландца» составляет около 170 миллионов долларов, большая часть которых ушла на компьютерное омоложение занятых в главных ролях Роберта Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино. Для последнего это первая в карьере роль у Скорсезе. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Джокер»
Лучшие люди американского актерского цеха продолжают заниматься проверкой своих профессиональных мускулов… на роли клоуна, противостоящего Человеку-летучей мыши. Вслед за Джеком Николсоном, покойным Хитом Леджером и Джаредом Лето (доказавшим, что экстремального грима и психопатического блеска в глазах для качественного исполнения роли Джокера недостаточно) пришла очередь, возможно, лучшего актера своего поколения Хоакина Феникса. Успех этого неоднозначного предприятия, впрочем, всецело зависит не столько от него, сколько от Тодда Филлипса — самое время напомнить, что в фильмографии последнего есть не только «Мальчишник в Вегасе», но и док-байопик великого и ужасного тру-панка ДжиДжи Аллина. В прокате с 3 октября.
Кадр: фильм «Стекло»
Главный индус Голливуда М. Найт Шьямалан «Сплитом» восстановил подпорченную несколькими кассовыми провалами репутацию — и, похоже, решил ковать железо, пока горячо: заканчивавшее «Сплит» камео Брюса Уиллиса в образе своего героя из «Неуязвимого» (по-прежнему лучшего фильма Шьямалана) теперь привело к выходу на экраны фильма, завершающего эту неожиданную трилогию. В «Стекле» сойдутся вместе и неуязвимый герой Уиллиса, и психопат с размноженными личностями из «Сплита» (Джеймс МакЭвой), и с возрастом ставший еще более хрупким Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). В прокате с 17 января.
Кадр: фильм «Однажды в Голливуде»
Квентин Тарантино, некогда ходивший в главных достояниях современного кино, в последнее десятилетие превратился в режиссера уже неоднозначного — виной его фирменно многословные и циничные опыты с переосмыслениями реальных трагедий («Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка»). Что, впрочем, не мешает создателю «Криминального чтива» продолжать схлестывать историю кино и историю человечества — «Однажды в Голливуде» обещает альтернативную версию убийства актрисы Шерон Тэйт бандой Чарльза Мэнсона. При участии традиционного для Тарантино суперзвездного актерского состава: Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо и Марго Робби в роли самой Тэйт. В прокате с 8 августа.
Андре Холланд и Стивен Содерберг Фото: Frederick M. Brown / Getty Images
Один из самых занятых (и занятных) режиссеров современности Стивен Содерберг не сбавляет оборотов — и после прошлогоднего, отличного эксперимента со съемкой психотриллера «Не в себе» на iPhone вновь работает со смартфоном в качестве камеры. «Птица высокого полета» при этом работает совсем в другом жанре — это драма о темной стороне профессионального спорта, в которой баскетбольный агент (уже работавший с Содербергом на «Больнице Никербокер» Андре Холланд) пытается выбить контракт для звездного клиента в преддверии локаута НБА. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Пляжный бездельник»
Хармони Корин, автор «Гуммо» и «Отвязных каникул» (а также сценария «Деток» Ларри Кларка, написанного им в 19-летнем возрасте), более-менее всю карьеру специализируется на историях маргиналов и аутсайдеров — через которые в его фильмах неизменно и часто бескомпромиссно транслируется ветреный дух времени. Судя по всему, не должен выпасть из этого шаблона и его новый фильм «Пляжный бездельник», отвязная почище иных каникул комедия о чемпионских стандартах чилла, которые в нем задает калифорнийский укурок-гедонист в исполнении Мэттью МакКонахи. В прокате с 21 марта.
Адам Сэндлер на съемках «Неограненных алмазов». Фото: SteveSands / NewYorkNewswire / MEGA / EastNews
Братья Сэфди на протяжении нескольких лет пребывали в статусе тайных героев нью-йоркского независимого кино. Успех подкислоченного триллера-роллеркостера «Хорошее время» изменил ситуацию — и вот уже в новом, снова остросюжетном фильме Сэфди бюджета хватило не только на Адама Сэндлера и звезду «Атланты» Лакита Стэнфилда, но и на баскетбольную легенду Кевина Гарнетта и певца The Weeknd в предположительно больших ролях. Для Сэндлера «Алмазы» должны стать редким драматическим перформансом — он играет здесь ювелира, который спускает все заработанное на ставках. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Звездные войны: Последние джедаи»
Только успели закончиться новогодние каникулы, а мы уже знаем, что весь мир гарантированно будет смотреть в следующее Рождество. Речь, конечно, о финале новой трилогии «Звездных войн», который наконец завершает космическую сагу о семействе Скайуокеров и окончательно выводит на первый план новых героев: Рей, Финна и По, развитием которых Disney занимался предыдущие два фильма. А пока в том или ином виде даже не обзаведшемся полноценным названием «Эпизоде 9» появятся и Кэрри Фишер, и Марк Хэммил — первая при этом ушла из жизни в реальном мире, а второй в роли Люка Скайуокера в предыдущем фильме франшизы. В прокате с 19 декабря.
Тильда Суинтон и Апичатпон Верасетакун. Фото: Tim P. Whitby / Getty Images for Doha Film Institute
Несколько лет назад, после выхода замечательного «Кладбища великолепия» (где, напомним, уживались переселение душ и радикальный политпротест), тайский визионер и лауреат «Золотой пальмовой ветви» Канн Апичатпон Верасетакун пообещал больше не работать на родине — по крайней мере, до тех пор, пока у власти остается военная хунта. Что ж, обещание сдержано — свой новый, как обычно, абсолютно непредсказуемый до просмотра фильм Верасетакун снял в джунглях уже не азиатских, а амазонских. Причем с Тильдой Суинтон в главной роли — по меркам укорененного в локальных мифологии и лицах кинематографе тайца нонсенс. Дата российской премьеры не объявлена.
Уэс Андерсон. Фото: People Picture / Jens Hartmann / REX / Shutterstock
У самого изысканного стилиста современного кино Уэса Андерсона хватает не только рьяных фанатов (мы, конечно, принадлежим к их числу), но и ненавистников — но точно не в актерской среде: американец продолжает собирать в каждый свой новый проект натуральную лицедейскую сборную мира. Вот и в «Депеше из Франции», трехчастном фильме о трудной жизни и самоотверженной работе американских журналистов во Франции начала ХХ века, задействован ансамбль, включающий Мюррея и МакДорманд, Дель Торо и Дефо, Сейду и Шаламе. Не обошлось, естественно, и без вездесущей в 2019-м (и всегда) Тильды Суинтон. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Святая дева»
Голландец Пол Верховен и в 80-летнем возрасте остается образцовым, несравненным провокатором — чьи фильмы при этом попутно с шокированием аудитории стабильно иллюстрируют не самые приглядные стороны человеческой натуры. Наверняка заставит возмущенно взлететь вверх тысячи бровей и его новая работа — фильм о монахине, которую божественные видения подталкивают к тому, чтобы открыть для себя лесбийскую любовь. Пока же он еще не вышел на экраны, стоит скрывать от нервных верующих его постер — на котором из-под традиционного монашеского одеяния недвусмысленно выглядывает обнаженная грудь. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Мы»
Выпуская пару лет назад в прокат свой режиссерский дебют — эффектный антирасистский гибрид хоррора и сатиры «Прочь!» — Джордан Пил хвастал наличием в его загашнике еще нескольких идей для подобных социальных триллеров. Что ж, первый из них уже отснят и при поверхностном взгляде обещает дальнейшее исследование парадоксов современного американского расизма: по сюжету, чернокожая семья приезжает отдохнуть на тихое побережье — чтобы тут же стать объектами охоты банды собственных демонических двойников. Зная Пила, легко предположить, что за Us оригинального названия скрывается метафорическое отражение Соединенных Штатов (U.S.). В прокате с 28 марта.
Кадр: фильм «Дау»
Российское кино редко предъявляет повод для действительно волнительного ожидания — но в случае с «Дау» оно оправдано (хотя бы тем, что длится уже, кажется, второе десятилетие). Парадоксальная история съемок биографии физика Льва Ландау не уместится не то, что в абзац текста, но и в трехтомник — заметим лишь, что Хржановский буквально построил в Харькове целый квартал, несколько лет натурально живший в советских реалиях под полным диктаторским контролем режиссера. Теперь же «Дау» наконец обретает своих первых зрителей — и, по слухам, существует сразу в десятке версий, от шестичасового фильма до двенадцатичастного мега- и метакино. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «К звездам»
Пожалуй, самый интригующий сай-фай-проект года принадлежит авторству Джеймса Грэя, кумира синефилов и большого спеца по олдскульным, изысканным драмам на тему семейных уз. При этом с каждым новым фильмом масштаб работ Грэя только растет — и вот вслед за утопавшим в джунглях Амазонки костюмным эпосом «Затерянный город Z» он уже отправляется в небесные выси: герой Брэда Питта ищет в космосе пропавшего во время поисков инопланетной цивилизации отца. В прокате с 23 мая.
Кадр: фильм «Маленькие женщины»
Актриса Грета Гервиг десятилетие ходила в музах некоторых из лучших американских инди-кинематографистов — пока режиссерский дебют «Леди Берд», собравший несколько оскаровских номинаций, не наделил и ее саму тем же статусом. «Маленькие женщины», экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт о жизни четырех сестер на фоне Гражданской войны в США, должен закрепить репутацию Гервиг-постановщицы — кастинг мечты (Мерил Стрип, Эмма Уотсон, Лора Дерн, Сирша Ронан) ей, по крайней мере, уже удалось обеспечить. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Наркокурьер»
Вечная молодость Клинта Иствуда продолжается и на исходе девятого десятка жизни — по крайней мере, мало найдется в современном, американском и не только, кино режиссеров, которые бы снимали каждый новый проект с такой не иссякающей, обнадеживающей изобретательностью. После недооцененного (и задействовавшего в качестве актеров реальных участников событий) триллера «15:17 на Париж» на экраны уже вот-вот выйдет новая работа легенды, драма о пенсионере, который ненароком ввязывается в наркобизнес. В американском прокате «Наркокурьер» уже успел стать одним из самых больших по части сборов хитов в карьере Иствуда (который здесь сам же и сыграл главную роль). В прокате с 28 февраля.
Тильда Суинтон на съемках фильма «Мертвые не умирают»
Мы уже видели джармушевский извод вампирского кино («Выживут только любовники») — теперь пришло время посмотреть, в какую сторону классик американского инди вывернет жанр зомби-фильма. Судя по «Любовникам», ухитрившимся через легкий жанр высказаться о всей культурной истории человечества, очевидно одно — ни на один уже существующий фильм о ходячей каннибальской нежити «Мертвые» похожи не будут. С «Любовниками» их объединяет участие Тильды Суинтон — а в других главных ролях заняты Билл Мюррей, Адам Драйвер и, неожиданно, Селена Гомес. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Радегунд»
Терренс Малик уже успел приучить всех ценителей своей мистической, проходящей по грани между сновидением и спиритическим сеансом, режиссуры к абсолютной непредсказуемости своих начинаний — от него легко можно ждать как многолетнюю паузу, так и стабильный поток мало чем похожих друг на друга проектов (вот вам IMAX-док-эпос об истории планеты, а вот — фильм-поэма о любовях и кризисах на музыкальной сцене). «Радегунд» при этом все равно выглядит в теории самым амбициозным фильмом классика со времен «Нового света» — Малик снял (причем на немецком языке) историческую драму о судьбе австрийца, отказавшегося идти воевать за рейх на Второй мировой. Дата российской премьеры не объявлена.
Кадр: фильм «Маяк»
Современный ренессанс хоррора как жанра был не в последнюю очередь начат режиссером Робертом Эггерсом — его костюмный фильм ужасов «Ведьма» остается одним из самых атмосферных страшных киноопытов последнего десятилетия. Новая работа Эггерса «Маяк», сводящая вместе в замкнутом пространстве сразу двух отличных актеров — Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона — должна принести постановщику еще большую славу, но даже если этого и не случится, уже само дерзкое с коммерческой точки зрения решение снимать фильм на черно-белую пленку вызывает киноманское уважение. Дата российской премьеры не объявлена.